Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Великий мудрец и учитель, начал учиться в 40 лет и достиг невиданного уровня и величия в Торе.

Выдающийся тана (учитель периода Мишны), оказавший самое большое влияние на изучение Торы в следующих поколениях.

Родился раби Акива бен Йосеф примерно за пол столетия до разрушения римлянами Второго Храма, умер мученической смертью после подавления восстания Бар-Кохбы. В молодости был простым пастухом и слабо разбирался в Торе. Учиться начал в возрасте 40 лет в ешиве у Элиэзера бен Урканос, ученика великого раббана Йоханана бен Закай, принявшего Тору из уст самих Илеля и Шамая. После смерти учителя раби Акива основал свою ешиву в Бней-Браке. Его учениками были такие выдающиеся танаи как раби Меир (чудотворец), раби Йеуда бен Илай, раби Шимон бар Йохай, раби Йосе бен Халафта, раби Элазар бен Шамуа, раби Нехемия и многие другие великие ученые, собрание высказываний которых, главным образом, и представляет собой Мишну. Собственно говоря, у раби Акивы были десятки тысяч учеников, но мы привели имена только тех, через которых традиция дошла до нас.

Некоторые источники утверждают, что раби Акива, много путешествуя, еще до восстания Бар-Кохбы посетил Рим, где сошелся со многими высокопоставленными персонами империи. Мидраши приводят беседы между ними по вопросам веры.

Раби Акивой разработан метод изучения Торы, который аксиоматически предполагает, что в тексте самой Торы нет ни одного лишнего слова, буквы или знака; все наполнено информацией, которую можно извлечь при правильной интерпретации. Из его многочисленных высказываний, не касающихся закона, приведем только одно, самое, пожалуй, глубокое, несмотря на удивительную краткость: » Все предопределено (Всевышним), но (человеку) дана свобода (выбора)».

Агада рассказывает, что четверо мудрецов вошли в Пардес, Сад мудрости (аллегория скрытого учения). Бен-Азай взглянул и умер. Бен-Зома взглянул и сошел с ума. Третий взглянул — и отвернулся от Торы. И только раби Акива все постиг и вернулся к людям невредимый.

Читайте также: Раби Акива. Интересные факты и истории из жизни.


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре