Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Статья о Беште (Исраэле Бааль Шем Тове). По материалам газеты «Исток».

Прославленный основатель хасидизма, нового движения в иудаизме, возникшего в Восточной Европе в 18 веке.

Раби Исраэль бен Элиэзер, Бааль Шем Тов (Праведник), или сокращенно Бешт, родился в 1700 году, умер в 1760 году в Меджибоже, Подолия. В юности работал сторожем в синагоге, помощником учителя в хедере. Уже в возрасте 36 лет прославился в Галиции, Подолии и на Волыни как целитель-чудотворец. Собрал вокруг себя группу учеников. Занимался кабалой в Тлусте, затем переехал в Меджибож, ставший центром хасидизма.

Главной содержательной стороной нового движения стало требование оптимистического отношения к миру и людям. Поскольку, как утверждал Бешт, Б-г присутствует во всем («как складка на платье сделана из самого платья, так и мир — из Б-га»), то надо радоваться любому проявлению жизни, ибо радость и есть самая высокая служба Всевышнему, на которую способен человек. Зло в мире не имеет самостоятельного значения, оно представляет собой всего лишь фундамент добра. А раз так, то злодеи не дальше удалены от Творца, чем праведники, им только надо помочь вернуться к Б-гу. Бешт учил: «Ни один человек не падает так низко, чтобы не смочь подняться к своему Творцу». Он же утверждал, что в еврее живут три любви — к Б-гу, народу Израиля и Торе. Самым верным способом для достижения человеком своего предназначения является молитва.

Многочисленные высказывания Бешта, истории и легенды из его жизни собраны после его смерти учениками. Приведем одну из них. По дороге в Эрец Исраэль, до которой он впрочем так и не добрался, его радушно приютила одна бездетная чета. Бешт знал, что согласно Небесному суду им не суждено обзавестись ребенком, но, уступая их просьбам, обещал супругам, что те не умрут бездетными. Тут же раздался Небесный Голос, объявивший, что за это Бешт теряет свою долю в следующей жизни. На что праведник воскликнул: «Отлично! Теперь я могу служить Тебе не за награду, а из чистой любви». И снова раздался Голос с Неба, возвестивший, что за эти слова, с него снимается предыдущий приговор. Такова была сила его бескорыстной службы Творцу.

Читайте подробную биографию основателя хасидизма на сайте


Разрушение единства, раздоры и споры приводят к страшным бедствиям. Единство еврейского народа — это сила и необходимое условие нашего существования Читать дальше

Пост Эстер

р. Ури Калюжный

О чём горевать в пост Эстер? Вроде бы, всё закончилось хорошо...

Израильский теннисист оставляет игру перед наступлением Йом-Кипура

Переводчик Мирьям Нирман

На общенациональном уровне самое страшное — изгнание из Земли Израиля, а на индивидуальном — «карет» — отсечение от общей, «коллективной» души еврейского народа

Права и обязанности еврея

Журнал «Мир Торы»

Законы и обычаи еврейской традиции… Насколько они обязательны? Разве они подобны Уголовному Кодексу, и за их нарушение можно угодить в тюрьму? А за исполнение этих законов полагается награда? Кто следит, соблюдаются они или нет? И почему так много людей столь ревностно выполняют предписания еврейской традиции?

Дарование Торы 2. Взаимное поручительство

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья величайшего каббалиста прошлого столетия, автора комментария «Сулам» на книгу «Зогар»

На тему недельной главы. Шмот 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Дарование Торы 1. Возлюби ближнего, как самого себя

Рав Йегуда Лейб Ашлаг,
из цикла «Дарование Торы»

Статья, посвященная сути Торы, раскрывает ее через заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Осквернение имени Всевышнего и Освящение имени Всевышнего

Раби Йосеф Герц

Недельная глава «Эмор». Комментарий главного раввина Британской империи р. Й. Герца

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.