Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель и комментатор Писания

Раби Моше бар Хаим Альшейх (Альшейх Акадош; ок. 5267-5360 /ок.1507-1600/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Писания.

Родился в г. Эдирне (Адрианополе), ставшем частью Османской империи.

Учился в Эдирне у р. Йосефа Каро, а затем — в ешиве г. Салоников. В ранней молодости совершил алию — «поднялся» в Землю Израиля и поселился в Цфате. Когда в 5298 /1538/ году была возобновлена передача смихи (раввинского посвящения), р. Альшейх получил посвящение от своего наставника, р. Йосефа Каро, который в 5296 /1536/ году так же поселился в Цфате. Был даяном в раввинском суде, возглавляемом р. Каро.

Р. Альшейх преподавал в двух цфатских ешивах. Наиболее выдающимся из его учеников был знаменитый кабалист р. Хаим Виталь, которому он передал раввинское посвящение.

В субботние и праздничные дни р. Альшейх выступал в городской синагоге с толкованием недельной главы Торы. Все великие мудрецы Цфата приходили слушать его выступления — в том числе и его наставник р. Йосеф Каро, и глава кабалистов р. Ицхак Лурия (Аризаль). Аризаль утверждал, что «все небесное воинство тоже слетается, чтобы внимать словам Торы из уст р. Альшейха» (р. М. Голдстейн, Масаот Йерушалаим).

Свои субботние выступления р. Альшейх готовил в пятницу, а всю остальную неделю он ночами углубленно изучал Талмуд, а день посвящал разбору сложных законодательных проблем. Его псаки (законодательные решения) пользовались высочайшим авторитетом; из многих общин стран Востока обращались к нему за решением спорных вопросов. Около ста сорока его респонсов объединены в сборник Тшувотр. Моше Альшейх (Ответы р. Моше Альшейха; книга издана в Венеции в 5365 /1605/ г.).

Его толкования недельных глав Торы собраны в книгу Торат Моше (Тора Моше). Комментарии р. Альшейха исключительно глубоки, они насыщены агадическими преданиями, почерпнутыми из Талмуда и мидрашей. И хотя великий знаток кабалы Аризаль отказался обучать р. Альшейха тайным знаниям, пояснив, что его душа послана в этот мир лишь для глубочайшего постижения «открытой Торы», — тем не менее, комментарии р. Альшейха насквозь пропитаны ароматами кабалы. Причастность р. Альшейха к миру кабалы выразилась и в том, что его любимый ученик р. Хаим Виталь стал затем наиболее близким учеником Аризаля, унаследовавшим его тайные знания.

Книга Торат Моше была впервые полностью издана в венецианской типографии в 5361 /1601/ году — через год после смерти автора. В последующих поколениях первоначальное название этой книги практически вышло из употребления — ее стали называть просто по имени автора: Альшейх Акадош (Святой Альшейх).

Р. Альшейх был первым из четырех мудрецов, которые на века удостоились подобного звания: Акадош (святой). Этот почетный титул традиционно добавляется также к именам великих кабалистов Земли Израиля — р. Ицхака Лурии (Ари Акадош), р. Йешаи Гурвица (Шла Акадош) и р. Хаима Ибн Атара (Ор ахаимАкадош).

В 5347 /1587/ году, в возрасте восьмидесяти лет, спасаясь от разразившейся в Цфате эпидемии, р. Моше Альшейх переехал в г. Дамаск. Начиная с 5350 /1590/ года, он в течение трех лет путешествовал по общинам Сирии, Турции и Персии, собирая пожертвования для евреев Цфата.

Помимо толкований на Пятикнижие, р. Моше Альшейх составил комментарии на все книги пророков (кроме Йехезкеля), а также на Теилим (Псалмы), Мишлей (Притчи Шломо), Шир аширим (Песнь Песней), на книги Даниэля, Йова и Рут. В 5352 /1592/ году во время пребывания в Стамбуле он впервые опубликовал несколько своих сочинений в еврейской типографии семьи Мендес. Большую часть рукописей он направил для издания в Венецию, где еще при его жизни появились комментарии на Шир аширим (в 5351 /1591/ г.) и на Мишлей (в 5352 /1592/ г.).

Р. Моше Альшейх скончался тринадцатого нисана 5360 /1600/ года, в возрасте девяноста трех лет. Похоронен на древнем кладбище Цфата.

Печатание всех его сочинений было завершено в Венеции в 5365 /1605/ году.

С разрешения издательства Швут Ами


На каждой еврейской свадьбе мы слышим молитву о том, чтобы Всевышний сделал новую супружескую пару такой же счастливой, какими были первые мужчина и женщина в саду Эдена. В этом благословении Адам и Хава называются реим ааувим («возлюбленные друзья»). Эти слова описывают два предназначения семьи: муж и жена помогают друг другу (реим) и любят друг друга (ааувим) Читать дальше

В кругу великих. Хазон Иш. «Мир в доме вернется на место свое...»

Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»

Несмотря на максимальную погруженность в изучение Торы, Хазон-Иш знал о нуждах окружавших его людей. История о том, как великий раввин проведывал заболевшего жестянщика.

Золотая середина между мужчиной и женщиной

Гецель Оффенгенден

Старое и всем известное правило «золотой середины» одинаково верно и для мужчин, и для женщин. Придерживаться золотой середины — это путь к серьёзным переменам к лучшему. Причем единственный.

Дерех эрец 18. Обязанность изменять слова во имя мира между людьми

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»

Насколько велик и важен мир между людьми можно судить по тому, что, при всей предосудительности лжи, ради мира Тора разрешила даже иногда изменять слова при пересказе. Таковы пути установления мира: избегать всего, что может нарушить единство между человеком и его ближним, между мужем и женой, повредить любви между ними, даже в самой малой степени. Это правило мы можем учить из того, как сам Всевышний изменил слова Сары, передавая их Аврааму. Она сказала (услышав известие, что у нее будет сын): «…вот и господин мой (Авраам) стар», а Всевышний передал Аврааму, будто она сказала: «…и я состарилась» ( Берешит 18:12,13). Всевышний, будь Он благословен, сделал это, чтобы избежать всякой возможности обиды (см. Раши там). Подобным же образом Талмуд разрешает говорить о некрасивой невесте, что она красива, а о неудачной покупке — что она удачна ( Ктубот 17а). Братья Йосефа придумали то, чего не было, беспокоясь о мире между ними и Йосефом. Они сказали ему: «Отец твой завещал перед смертью, говоря: Так скажите Йосефу: Прости, молю тебя, вину братьев твоих…» ( Берешит 50:17). Объясняет Раши, что Яаков не говорил всего этого, ибо он не подозревал Йосефа в том, что тот станем мстить братьям за причиненное ему зло. Из этого эпизода мы выводим, что изменить слова во имя мира может даже тот, кто непосредственно заинтересован и участвует в деле, а не только стороннее лицо. Талмуд говорит, что отступление от фактов во имя мира — мицва , а не просто нечто разрешенное ( Йевамот 65б)

В гармонии с природой 9. Сосуд, хранящий благословения

Рав Уриэль Зильбигер,
из цикла «В гармонии с природой»

Основа истинного мира — в самом человеке. Только если каждый еврей живет в мире с самим собой, в любви и братстве со своими домочадцами, возможен мир и единство в народе Израиля.