Темы: Христианство, Машиах, Еврейская история, Аутодафе, Италия, Инквизиция, Освящение Имени Всевышнего
В 5284 (1524) году в Венецию прибыл некий еврей с Востока, говорящий исключительно на святом языке. Он назвал себя Давидом Реувени и представился послом своего брата Йосефа, царя потомков колена Реувена, живущих в великом процветающем царстве Хавор вместе с потомками колен Гада и Менаше. Этот еврей строго соблюдал все заповеди, много постился и, как положено брату царя, носил дорогие одежды.
Давид очень понравился евреям Венеции. А его рассказ об особенной миссии, которую он готов выполнить с их помощью, заставил воодушевиться. Надо отметить, что Давид Реувени появился в Италии спустя некоторое время после огромного потрясения от изгнания из Испании. Его свидетельство о существовании могущественного независимого еврейского царства, в котором живут потомки потерянных колен, не могли не вызвать у местных евреев энтузиазм и надежду на скорое освобождение.
От евреев Венеции Давид ждал помощи в организации поездки в Рим. Он верил, что короли Европы и Римский папа помогут деньгами и оружием, необходимыми для начала освободительной войны против турок, захвативших Землю Израиля. Его надежды оправдались лишь частично. Давид получил аудиенцию Римского папы Клемента VII и произвел на него очень большое впечатление. Ему были оказаны подобающие почести.
Давид изложил послание своего брата короля Йосефа, в котором тот просил папу стать посредником в установлении мира между германским императором Карлом V и французским королем Францем. Оба они должны были помочь еврейскому народу в борьбе за Святую Землю. Папа ответил, что не может повлиять на властителей Франции и Германии, однако согласился попросить португальского короля принять Давида Реувени. Без специального разрешения ни один еврей не имел права ступить на землю Португальского королевства. Представитель Португалии при папском дворе выступил против приглашения посла еврейского царя, опасаясь, что этот визит укрепит положение евреев Португалии. Тем не менее, король пригласил Давида Реувени в Лиссабон.
Давид был принят с большим почетом и получил от португальского короля обещание, что помощь в войне с турками будет оказана. Однако дальнейшие события спутали карты Давида Реувени. Давид, не без оснований опасаясь, что советники короля заподозрят его в установлении контактов с маранами, старался держаться от них подальше. Однако его прибытие вызвало бурное оживление в среде маранов, живших в Португалии, и пробудило их надежду на скорое избавление с помощью этого предвестника Машиаха. Они приложили все силы, чтобы приблизиться к Давиду. Именно эта близость и провалила миссию Реувени.
Шломо Молко, молодой португальский маран, занимал должность секретаря при дворе Его Величества, и его называли преподобный Диего Пиред. Встреча с Давидом произвела на него большое впечатление и изменила всю его жизнь. Он совершил тшуву (вернулся к вере отцов) и уехал в Турцию. Король, узнавший, что один из высокопоставленных царедворцев стал евреем и покинул Португалию, страшно разгневался, обвинил во всем Давида и повелел ему немедленно выехать из страны.
Диего Пиред, после обрезания взявший себе имя Шломо Молко, теперь мог, не скрываясь, соблюдать заповеди Торы. Глубоко привязанный к еврейству, он увидел однажды сон о близком Освобождении. В 5290 (1530) году, не обращая внимания на грозящую ему опасность, он прибыл в католическую Италию. И хотя инквизиция видела в нем христианина-вероотступника, Шломо Молко, ничего не боясь, проповедовал во многих городах Италии грядущее Избавление Израиля. Он прибыл в Рим и предстал перед папой Клементом VII. Инквизиция потребовала выдачи ей отступника. Так как Шломо Молко открыто перешел в иудаизм, папа, несмотря на свою симпатию к Шломо, был вынужден позволить инквизиции арестовать его. После того как Шломо Молко отказался вернуться в христианство, он был осужден на сожжение. Однако благодаря заступничеству папы Шломо спасся и бежал за границу.
Молко приехал в Венецию и там снова встретился с Давидом Реувени. Они вместе отправились к императору Карлу V с тем, чтобы уговорить его начать войну за освобождение Святой земли. Давид и Шломо приехали в Регенсбург, где проходил собор германских князей, но по приказу императора были арестованы. Шломо Молко выдали инквизиции. В последний момент перед смертной казнью император предложил Шломо помилование, при условии, что он вновь примет христианство. На это Шломо Молко ответил: «Мне до сих пор горько за то время, что я был христианином, и сердце мое негодует. Теперь поступайте как вам угодно, а душа моя вернется к Создателю, пребывая в той вере, что и в дни своей юности, ибо хорошо мне с тех пор». В 1532 году инквизиция осудила Шломо Молко на сожжение живьем на костре. Он погиб, освятив имя Творца, в возрасте 32 лет.
Давид Реувени, никогда не считавшийся христианином, не подлежал суду инквизиции. Он умер в тюрьме в Португалии.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»