Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Новое раскрытие Торы, происшедшее на Святой Земле, дало нашему народу новые силы и подготовило его к будущим кризисам.

Испанские беженцы в Земле Израиля

Страну Израиля турки захватили в 5277 (1517) году. С этого момента многие испанские беженцы начали оставлять страны, где почти прижились, и переселяться в Святую Землю.

Те, кто поднялись в Страну Израиля, пришли сюда не ради материальных благ, они прибыли для того, чтобы дышать воздухом Святой Земли и «восстановить венец святости и величия Израиля». Они понимали, что теперь, после разрушения испанской общины, необходимо укрепить основы веры и Закона среди народа — сделать Закон незыблемым. Удивительно количество мудрецов, которые собрались в Израиле после изгнания из Испании. Здесь жил и написал свой главный труд Шульхан арух р. Йосеф Каро. Здесь жил самый знаменитый кабалист последних столетий р. Ицхак Лурия (Ари). Здесь жили р. Моше Кордоверо (Рамак), р. Хаим Виталь и еще многие другие, подобных которым не было нигде в то время.

Все они — каждый своим путем — сделали многое, чтобы поднять духовный уровень нации, чтобы подготовить народ к грядущему избавлению (если поколение будет его достойно). В этой атмосфере святости, мудрости и надежд была даже предпринята попытка восстановить Санхедрин и, благодаря ему, возродить законы Торы во всем их блеске и великолепии.

Однако надежде на избавление и на сбор изгнанников в своей Земле не суждено было сбыться. Учение, развитое в Земле Израиля, мудрость, вдохновленная Эрец Исраэль, спустя всего два поколения вновь начала путь скитания по странам рассеяния. Численность общины Земли Израиля стала уменьшаться. Однако новое раскрытие Торы, происшедшее на Святой Земле, дало нашему народу новые силы и подготовило его к будущим кризисам.

Центр Торы в Цфате

Центром изучения Торы в Израиле стал Цфат. Хотя в Иерусалиме существовала большая еврейская община, испанские изгнанники предпочли другое место для своего поселения. Бежавшие от ненависти христиан, они не хотели вновь оказаться в их окружении.

Цфат близок к горе Мерон, месту захоронения р. Шимона бар Йохая. Учение святого таная было предназначено для открытия народу в тяжелые времена, чтобы даровать народу утешение из сокровищницы тайн Торы. Поэтому неудивительно, что именно там стали собираться переселяющиеся в Святую Землю мудрецы. Первым появился в Цфате р. Яаков Бейрав. Он родился в Испании в 5234 (1574) году, а после изгнания поселился в Марокко, откуда в возрасте 60 лет прибыл в Цфат.

Возвращение тысяч евреев, среди которых было много ученых знатоков Торы, побудило его приступить к восстановлению деятельности Санхедрина, которая была прекращена приблизительно за тысячу лет до того. Для этого он должен был заручиться поддержкой всех без исключения мудрецов Эрец Исраэль. Однако р. Леви бен Хавив — глава иерусалимских евреев — не согласился с мнением мудрецов Цфата. Время для столь серьезного шага еще не пришло.

Р. Йосеф Каро

Среди мужей Цфата, которым р. Яаков Бейрав предуготовил несомненное место в будущем Санхедрине, был р. Йосеф Каро. Йосефу было только четыре года, когда он вместе с родителями покинул Испанию. Отец поселился на Балканском полуострове в городе Никополе, оттуда р. Йосеф переехал в Адрианополь. В возрасте 34 лет он начал писать обширный комментарий к книге Арбаа турим, с удивительной проницательностью разбирая темы Талмуда, а также их понимание мудрецами прошлого и настоящего. Спустя двадцать лет; уже в Цфате, он заканчивает свой труд, а потом еще двенадцать лет редактирует его. Это произведение, получившее название Бейт Йосеф, содержало огромный материал для практического понимания Закона. Однако в океане мудрости было нелегко найти нужный пункт закона, поэтому автор составил краткий конспект своей книги. Получилась новая книга — Шупьхан арух (Накрытый Стол): «…чтобы была она как накрытый стол, с которого всегда можно взять нужный закон…».

Еще при жизни р. Иосефа Карор. Моше Иссерлис (Рама) из Кракова написал «Дополнения к Бейт Йосеф», которые и в наше время неизменно печатаются внутри текста Шульхан аруха под названием Аге (Замечания). В этих примечаниях р. Моше Иссерлис излагает мнения раввинов Европы, не вошедшие в труд р. Йосефа Каро. Благодаря этим примечаниям Шульхан арух стал настольной книгой по Закону и для ашкеназских (европейских) общин. Учителя последующих поколений тщательно исследовали эту книгу и написали к ней множество комментариев. Хотя их авторы не всегда согласны с мнением Шульхан аруха, все видят в этой книге основу современного еврейского права. Сегодня повсеместно принято, что тот, кто не разделяет точку зрения Шульхан аруха или мнение Аге (т. е. мнение р. Моше Иссерлиса), обязан обосновать свою точку зрения; но тот, кто просто ссылается на эти источники, в других доказательствах не нуждается.

Р. Йосеф Каро был большим знатоком Тайного Учения, однако в своих алахических трудах он пользовался только Талмудом и комментариями к нему. Он умер в Цфате в возрасте 87 лет (5335/1575). Подобно составителю Мишны р. Иеуде Анаси, которого называли просто Раби (Учитель), Иосефа Каро называют просто Мехабер (Автор).

Кабала (Тайное Учение)

Не все люди имеют одинаковые способности, не всем равно доступны тайны Торы. Существуют темы, открытые только избранным, тем, кто способен понять всю их глубину, сохранить и передать будущим поколениям. Собственно эти темы и составляют Кабалу (Тайное Учение), которая существует в непрерывной традиции, передаваемой из поколения в поколение иногда единицами, а иногда многими людьми.

Раби (р. Иеуда Анаси) записал и упорядочил Открытое Учение в Мищне — основе Талмуда и всего Закона. Немного позже р. Шимон бар Йохай записал Тайное Учение в книге Зоар.

Кабалисты Цфата

Мы уже упомянули, что р. Йосеф Каро был большим знатоком Тайного Учения. Не только он, но и большинство^ мудрецов Цфата занимались изучением Кабалы. Среди учеников р. Йосефа Каро были р. Моше Алших, автор известного комментария к Танаху, и р. Шломо Леви Алькабец, автор песни Леха Доди, которую поют, встречая шабат.

Глава кабалистов того времени, р. Ицхак Лурия родился в Иерусалиме в 5294 (1534) году в семье выходцев из Европы. После смерти отца, еще в юности раби, его мать переехала вместе с сыном в Египет к своему богатому брату р. Мордехаю Френсису. Р. Ицхак уже в детстве отличался большими способностями. Он учил Талмуд у р. Давида бен Зимри (Ридбаза) и у р. Бецалеля Ашкенази (автора книги Шита мекубэцет). В Египте же р. Ицхак Лурия начал изучать Тайную Традицию. Уединяясь на берегах великой реки, которая когда-то несла корзину с младенцем Моше, он много времени проводил наедине с книгой Зоар, стараясь проникнуть в ее тайны, понять ее намеки, а также сосредоточенно молился, прося только одного: чистой души, достойной Сокровенных Тайн.

Когда р. Ицхак понял, что пришло его время (а был он еще очень молодым), он вернулся в Землю Израиля и поселился в Цфате. Молодого раби приняли как выдающегося учителя. Там на берегу озера Кинерет его встретил итальянский еврей Хаим Виталь, который стал его преданным учеником. Р. Ицхак Лурия многократно приводил своих учеников к горе Мерон на могилу р. Шимона бар Йохая — автора Зоара и давал там уроки кабалы.

Уйдя молодым, он не оставил нам своих книг. Ученики р. Лурия по памяти записали учение раби. Многие места в книге Эц хаим р. Хаима Виталя и других книгах начинаются словами: «сказал раби Ицхак…»

По первым буквам этого оборота р. Ицхака Лурия называют Ари или даже Святой Ари.

На кладбище города Цфата Святой Ари похоронен рядом с р. Йосефом Каро. На могилы двух светил Торы — великого кабалиста и великого законоведа приходят тысячи людей.

печатается с разрешения издательства Швут Ами


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня
Рош аШана — еврейский новый год
Сегодня вечером с заходом солнца начинается праздник Рош аШана — начало еврейского Нового года.

Для того, чтобы готовить еду в праздник для идущего сразу за ним Шаббата, в канун Рош аШана делают эрув тавшилин.

Хотя Рош аШана — это дни Суда, они лишены грусти и уныния. Наоборот: мы относимся к ним как к праздничным дням, когда нужно радоваться и веселиться Читать дальше

Канун Рош аШана

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Канун Рош а-Шана подобен дню перед судом. Поведение человека должно быть максимально серьезным, а его действия — праведными. Мы должны раскаяться в ошибках, совершенных в течение года, и принять обязательство не грешить.

Рош а-Шана. Секрет хорошего года

Рав Бенцион Зильбер

Звуки шофара не только пробуждают сердца, но и изменяют год к лучшему. Экскурс в прикладное шофароведение.

Десять дней трепета и Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Книга нашего наследия

Месяц Тишрей

Арье Шерцер

Каждый год в этот день Творец судит поступки человека и устанавливает ему награду или на наказание по итогам прошедшего года. В этот день Ашем открывает три книги: книгу праведнико, книгу злодеев и книгу средних. Праведникам суждено прожить еще один год, злодеям – умереть, а средним, у которых есть и мицвот и грехи, предоставляет Творец мира возможность раскаяться.

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Рош а-Шана 2017: праздник начинается 20 сентября с заходом солнца и длится два дня

Рош Ашана — раскрытие замысла Творения

Рав Цви Вассерман

Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...