Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один из духовных лидеров поколения, учился у своего отца, авторитетного законоучителя р. Шломо

Раби Йосеф бар Шломо Колон (Маарик; ок. 5180-ок. 5243 /ок.1420-ок.1483/ гг.) — один из духовных лидеров поколения.

Родился во Франции. Учился у своего отца, авторитетного законоучителя р. Шломо; в период ученичества испытал значительное влияние мудрецов Германии.

Поселился в северной Италии, где в тот период собралось множество беженцев из Германии. Был раввином и главой ешивы в ряде общин: сначала в Пьемонте, затем в Болоньи и в Местре, пригороде Венеции. С 5230 /1470/ по 5235 /1475/ год был раввином города Мантуи.

В последний период жизни Маарик возглавлял общину г. Павии, расположенного в Ломбардии. Озаренный его присутствием, этот город стал значительным центром Торы.

Наиболее выдающимся из его учеников был р. Овадья Бартанура, будущий духовный лидер евреев Земли Израиля.

Респонсы Маарика были собраны его учениками и впервые изданы в Венеции в 5279 /1519/ году. Его псаки (законодательные решения) пользовались особым авторитетом в глазах р. Йосефа Каро, составителя кодекса Шульхан Арух.

Маарик считается одним из трех великих знатоков Торы, завершающих эпоху ришоним: он — в Италии, р. Ицхак Канпантон (Гаон из Кастилии) — в Испании и р. Исраэль Исерлин (Маарай) — в Германии и Австрии.

С разрешения издательства Швут Ами


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.