Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель и кабалист из Барселоны

Раби Йеуда бар Барзилай Абарцелони — выдающийся законоучитель и кабалист.

Родился в Барселоне, крупнейшем городе Каталонии.

Р. Йеуда Абарцелони ввел термин «кабала» для обозначения сокровенных разделов Торы.

Написал комментарий на основополагающий кабалистический трактат Сефер Йецира (Книга Творения), автором которого считается наш праотец Авраам.

Составил также ряд значительных законодательных сборников: среди них — Сефер аитим (законы шабата и праздников), Сефер адиним (имущественные тяжбы) и Ихус шеэр басар (семейное право). При составлении этих сборников он опирался на респонсы вавилонских гаонов, книгу Илхета гевурта р. Шмуэля Анагида (см.) и на кодекс р. Альфаси (Рифа; см.).

От его законодательных трудов сохранились только кицуры (сокращенные варианты) и цитаты в книгах более поздних законоведов. Так, например, знаменитый алахический кодекс Аэшколь, составленный его ближайшим учеником Раавадом (Раавад Ашени; см.), в значительной своей части является сокращенным вариантом свода Сефер аитим.

Значительный резонанс в еврейском мире вызвала его полемика с другим выдающимся барселонским мудрецом р. Авраамом бар Хией, который был придворным астрологом короля Каталонии. Р. Авраам противился заключению браков в случае, когда астрологический прогноз был неблагоприятным для жениха и невесты, а р. Йеуда утверждал, что такой подход противоречит законам Торы.

С разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.