Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель, знаток сокровенной мудрости и поэт. Раби Элазар бар Моше Азкари

Раби Элазар бар Моше Азкари (Сефер харедим; 5293—5360 /1533—1600/ гг.) — выдающийся законоучитель, знаток сокровенной мудрости и поэт.

Родился двадцать седьмого ияра 5293 /1533/ года в семье выходцев из Испании, нашедших убежище на Святой Земле. Изучал Тору в Цфате у р. Йосефа Каро (см.) и р. Моше Терани (Мабита; см.), а мудрость кабалы постигал из уст р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.).

Начиная с 5324 /1564/ года вел дневниковые записи, в которых отразилась повседневная жизнь кружка кабалистов, целиком посвятивших себя служению Всевышнему.

Эти записи, охватывающие период в тридцать пять лет, были опубликованы после смерти р. Азкари под названием Милей дешмайя (Дела небесные).

В течение долгих лет р. Азкари выполнял обязанности шамаша (синагогального служки), скрывая от окружающих свои глубочайшие познания в тайных и открытых разделах Торы. Только Аризаль и его ближайшие ученики знали, каким праведником и подлинным гигантом духа является этот скромный шамаш.

В 5348 /1588/ году р. Азкари завершил свой основной труд — комментированный перечень заповедей, получивший название Сефер харедим (Книга трепещущих). В этой книге заповеди разделены на группы в соответствии с теми органами тела, которые ответственны за их выполнение: «заповеди сердца», «заповеди уст», «заповеди рук» и т.д. Книга содержит также множество наставлений и практических рекомендаций, позволяющих достичь более высокого уровня в служении Всевышнему.

Впервые напечатана в Венеции в 5361 /1601/ году — через год после смерти автора. Книга пользовалась значительной популярностью и выдержала три десятка изданий; на нее написано несколько комментариев.

В самом авторитетном современном кодексе Мишна брура (156:1:4) указано, что «каждому человеку следует изучать Сефер харедим и быть сведущим в ней, поскольку ее автор обобщил все перечни заповедей, составленные в предыдущих поколениях, — а точное знание заповедей приводит к их выполнению».

Сохранилось сорок пиютов (духовных гимнов), принадлежащих перу р. Азкари, — все они проникнуты любовью к Всевышнему и стремлением «прилепиться» к Нему. Особенной популярностью пользуется его песня, начинающаяся словами Йедид нефеш, ав арахаман (Возлюбленный моей души, Отец милосердный!). «Сжалься надо мной и не скрывай от меня Свой лик», — просит поэт у Б-га.

Этот пиют, завораживающий своей лирической силой, включен во многие сидуры и махзоры — его принято исполнять во время третьей субботней трапезы, провожая прекрасную Царицу-Субботу.

В 5763 /2002/ году в Йерушалаиме были впервые изданы рукописи р. Азкари, содержащие его комментарии на Пятикнижие.

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»