Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель, знаток сокровенной мудрости и поэт. Раби Элазар бар Моше Азкари

Раби Элазар бар Моше Азкари (Сефер харедим; 5293—5360 /1533—1600/ гг.) — выдающийся законоучитель, знаток сокровенной мудрости и поэт.

Родился двадцать седьмого ияра 5293 /1533/ года в семье выходцев из Испании, нашедших убежище на Святой Земле. Изучал Тору в Цфате у р. Йосефа Каро (см.) и р. Моше Терани (Мабита; см.), а мудрость кабалы постигал из уст р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.).

Начиная с 5324 /1564/ года вел дневниковые записи, в которых отразилась повседневная жизнь кружка кабалистов, целиком посвятивших себя служению Всевышнему.

Эти записи, охватывающие период в тридцать пять лет, были опубликованы после смерти р. Азкари под названием Милей дешмайя (Дела небесные).

В течение долгих лет р. Азкари выполнял обязанности шамаша (синагогального служки), скрывая от окружающих свои глубочайшие познания в тайных и открытых разделах Торы. Только Аризаль и его ближайшие ученики знали, каким праведником и подлинным гигантом духа является этот скромный шамаш.

В 5348 /1588/ году р. Азкари завершил свой основной труд — комментированный перечень заповедей, получивший название Сефер харедим (Книга трепещущих). В этой книге заповеди разделены на группы в соответствии с теми органами тела, которые ответственны за их выполнение: «заповеди сердца», «заповеди уст», «заповеди рук» и т.д. Книга содержит также множество наставлений и практических рекомендаций, позволяющих достичь более высокого уровня в служении Всевышнему.

Впервые напечатана в Венеции в 5361 /1601/ году — через год после смерти автора. Книга пользовалась значительной популярностью и выдержала три десятка изданий; на нее написано несколько комментариев.

В самом авторитетном современном кодексе Мишна брура (156:1:4) указано, что «каждому человеку следует изучать Сефер харедим и быть сведущим в ней, поскольку ее автор обобщил все перечни заповедей, составленные в предыдущих поколениях, — а точное знание заповедей приводит к их выполнению».

Сохранилось сорок пиютов (духовных гимнов), принадлежащих перу р. Азкари, — все они проникнуты любовью к Всевышнему и стремлением «прилепиться» к Нему. Особенной популярностью пользуется его песня, начинающаяся словами Йедид нефеш, ав арахаман (Возлюбленный моей души, Отец милосердный!). «Сжалься надо мной и не скрывай от меня Свой лик», — просит поэт у Б-га.

Этот пиют, завораживающий своей лирической силой, включен во многие сидуры и махзоры — его принято исполнять во время третьей субботней трапезы, провожая прекрасную Царицу-Субботу.

В 5763 /2002/ году в Йерушалаиме были впервые изданы рукописи р. Азкари, содержащие его комментарии на Пятикнижие.

с разрешения издательства Швут Ами


Подобно тому, как наше тело связано своими корнями с душой («нешама»), внутренняя мудрость тоже имеет свой корень. Этим корнем мудрости является «рацон», желание. Читать дальше