Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Шулхан Арух, Польша, Еврейский закон, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Йеошуа бар Александр Акоэн Фальк (Приша удриша; умер в 5374 /1614/ г.) — законоучитель и комментатор.
Учился у духовных лидеров поколения — у р. Шломо Лурии (Мааршаля; см.) в Люблине и у р. Моше Исерлиса (Рамо; см.) в Кракове.
Был раввином в ряде общин, а затем, поселившись в Лемберге (Львове), основал ешиву, в которой, по свидетельству современника, «рано вставали, поздно ложились и презирали блага этого мира». Среди его наиболее выдающихся учеников — р. Иссахар-Бер Айленбург (см.), знаменитый комментатор Талмуда.
Р. Фальк был одним из общепризнанных лидеров поколения: в течение некоторого времени он стоял во главе «Совета четырех земель».
Но особенно знаменит р. Фальк своим вкладом в законотворчество. Он видел опасность в том, что, пользуясь готовыми формулами Шульхан аруха, раввины могут допустить серьезные ошибки в судебной практике и в повседневном руководстве общиной. Поэтому он взялся проследить источники законов, приведенных в Шульхан арухе. Но сначала он прокомментировал кодекс Арбаа турим, составленный р. Яаковом бар Ашером (Бааль Атурим; см.), — ведь именно этот кодекс послужил для составителя Шульхан аруха основным прототипом.
Комментарий р. Фалька состоит из двух частей: в первой из них, получившей название Приша (Пояснения), он кратко обосновывает законодательные решения, приведенные в Арбаа турим; во второй части, названной Дриша (Толкования), он приводит талмудические источники этих законов. В Дрише он также цитирует многочисленные законодательные решения мудрецов прошлых поколений, вообще не упомянутые в Арбаа турим, и кратко их комментирует. В ряде случаев он оспаривает мнения автора Шульхан аруха р. Йосефа Каро (см.), также написавшего комментарий Бейт Йосеф (Дом Йосефа) на кодекс Арбаа турим.
Эти комментарии р. Фалька широко изучаются. В классических изданиях кодекса Арбаа турим они печатаются рядом с основным текстом.
Затем р. Фальк составил развернутый комментарий и на сам Шульхан арух. Основное внимание в этом комментарии он уделил примечаниям своего учителя Рамо, в которых отмечены нюансы в истолковании и применении законов, характерные для ашкеназской традиции. Разъясняя примечания Рамо, р. Фальк в целом ряде случаев оспаривал решения Шульхан аруха, а порой находил компромисс между противоречащими друг другу мнениями р. Йосефа Каро и Рамо.
Комментарий получил название Меирот эйнаим (Свет очам). Сохранилась только часть комментария, относящаяся к разделу Хошен мишпат, в котором рассматриваются законы имущественных отношений, уголовное право и процессуальные нормы.
В классических изданиях указанного раздела Шульхан аруха комментарий р. Фалька печатается рядом с основным текстом. В судебной практике его законодательные решения пользуются высочайшим авторитетом и часто оказываются решающими.
Остальные сочинения р. Фалька — в том числе, его комментарии к Торе, хидушим (аналитические заметки) к тринадцати трактатам Талмуда и пр. — погибли во время пожара в Лемберге.
Р. Фальк скончался в Лемберге девятнадцатого нисана 5374 /1614/ года.
Жена р. Фалька, Бейла, прославившаяся своей мудростью и глубочайшими познаниями в Торе, после его смерти переселилась в Святую Землю — она умерла в Иерусалиме в возрасте семидесяти семи лет и была погребена рядом с могилой пророка Зехарьи (Седер адорот).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо