Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хабад, Хасидизм, Александр Кац
Раби Дов-Бер бар Шнеур-Залман из Любавичей (Миттлер Ребе; 5534—5588 /1773—1827/ гг.) — духовный лидер движения Хабад.
Родился девятого кислева 5534 /1773/ года в белорусском городке Лиозно, южнее Витебска. Первенец в семье р. Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер Ребе; см.), основателя движения Хабад.
Был назван в честь наставника отца — р. Дова-Бера (Магида из Межерича), умершего за год до его рождения, девятнадцатого кислева 5533 /1772/ года.
Изучал Тору — и ее законодательные разделы, и кабалу — под руководством отца.
В 5572 /1812/ году, когда войска Наполеона вторглись в Россию, р. Дов-Бер вместе с отцом последовал за отступающей русской армией.
«Праздник Рош ашана застал нас в Троице-Сергиеве, — вспоминал р. Дов-Бер. — …Мы претерпели много страданий от холода и недостатка провизии, питались хлебом грубого помола с водой. … В селах нас всюду встречали насмешками и бранью». После пятимесячных скитаний они достигли Курской губернии. Здесь, в селе Пены возле г. Сумы, р. Шнеур-Залман заболел и скончался. Р. Дов-Бер похоронил отца на ближайшем еврейском кладбище, в г. Гадяч, севернее Полтавы.
Возвратившись в Белоруссию после войны, р. Дов-Бер поселился в городке Любавичи и сменил отца во главе движения Хабад.
Когда по настоянию российских властей каждый еврей должен был зарегистрироваться под определенной фамилией, р. Дов-Бер избрал для своей семьи фамилию Шнеури — в честь отца (его потомки изменили эту фамилию на Шнеерсон).
Р. Дов-Бер написал множество книг, развивающих идеи Хабада. В Любавичах, ставших новым центром движения, он основал первую хабадскую ешиву, которую возглавил его зять, внук Алтер Ребе р. Менахем-Мендл из Любавичей (Цемах Цедек; см.).
Р. Дов-Бер поддерживал постоянную связь с последователями Алтер Ребе на Земле Израиля. В 5585 /1825/ году, следуя его совету, хабадская община перебралась из Цфата в Хеврон. Воспользовавшись услугой посредников, р. Дов-Бер приобрел в Хевроне участок земли для своей семьи, намереваясь впоследствии совершить алию на Святую Землю.
В том же, 5585 /1825/ году, он тяжело заболел и по рекомендации врачей отправился на лечение в курортный город Карлсбад.
Летом 5587 /1827/ р. Дов-Бер посетил могилу отца. На обратном пути, в г. Нежине, он слег в постель.
Р. Дов-Бер из Любавичей умер в Нежине девятого кислева 5588 /1827/ года — в тот же день года, что и родился.
Во главе движения Хабад его сменил р. Менахем-Мендл из Любавичей, прозванный Цемах Цедек.
В последующих поколениях р. Дова-Бера стали называть Миттлер Ребе (Средний Ребе, на иврите АдморАэмцаи), имея в виду его связующую роль в передаче хабадской традиции — от Алтер Ребе к Цемах Цедеку.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»