Темы: Любовь, Молитва, Психологические травмы, Чувства и разум, Самооценка
Помогите советом, как оставить чувство обиды? Имею конкретный пример: 10 лет назад было дело, был у меня шидух, один из первых, она тоже хорошая девочка, потом еще несколько раз встретились. В общем, я был готов жениться, а она хотела еще немного поездить по миру, попутешествовать, новые друзья, встречи — она хороший повар. В общем, мы расстались спокойно, без обид. Она уехала, было грустно, а потом я начал замечать, как вся «моя любовь» к ней начала перерастать в ненависть.
Потом были у меня другие шидухи, но я всегда находил причины и отговорки, чтобы не жениться. Мне 30 лет, я все еще не женился. И я никак не могу подавить свою злость по отношению к той самой девушке, она тоже еще не замужем. Я не хочу на нее злиться, у каждого из нас своя жизнь, мы не видимся, не общаемся и никак нигде не пересекаемся, живем в одной стране, но далеко друг от друга.
Я настолько сильно не хочу на нее злиться, что она мне даже недавно приснилась, и я во сне сказал ей, что прощаю ее. Потом нашел ее в фейсбуке, была короткая переписка, из нее я понял, что она на меня тоже держит обиду, Написал письмо с извинениями, в общем-то, на этом все наше общение закончилось. Я не стал его развивать, в основном, потому, что она христианка, а я ушел от них. Я верю в Единого Бога, живу по Торе и соблюдаю заповеди. Гнев на нее меня не отпускает... я уже чуть меньше на нее злюсь, но все же злюсь... N.
Уважаемый N.!
Обида — одно из самых сильных негативных чувств, которые въедаются в человека и заставляют его все время вариться в них, они же и «подливают масло в огонь». Обычно подключается воображение и обида начинает разрастаться во все стороны и на все времена — и на то, что было, и на то, что будет или не будет, и на то, что есть или нет. Не вините себя, что держите обиду, главное, что Вы рационально поставили задачу — избавиться от этого.
Для начала попробуем рассмотреть «на одной ноге» основную схему управления нашими чувствами и, в первую очередь, — обидой. В человека, созданного из праха земного, Б-гом вложено животное стремление к выживанию. Абсолютно всё, что для человека так важно и желанно — как говорит ему внутренний голос, всё, за что он обижается, кипит, всё, что он отвоевывает и добивается, — связано с двумя его центральными потребностями: самоуважения и удобства жизни.
Если одной из этих потребностей в какой-то момент «отказано» в удовлетворении, в душе человека начинается процесс, очень похожий на размешивание воды в стакане, где есть немного песка. Чем дольше ее мешать, тем мутнее будет вода. До такой степени, что и не верится, что эта вода когда-то была и еще будет прозрачной. Представьте себе это: это то, что происходит с Вашими чувствами и сознанием и замутняет Вашу жизнь. Это «размешивание» не избавляет от грязи, а равномерно распространяет ее на всю душу.
Как прекратить этот процесс? Во-первых, как и с водой — если перестать ее размешивать, песок сам осядет. Он не исчезнет, но не будет иметь значения. Не пытайтесь на данный момент вообще забыть этого человека и обиду. Для начала поставьте их в Вашем сознании на какое-то определенное отдаленное место. Попытайтесь конкретно назвать то, что Вам так помешало. Без дополнений — это опять перемешивание песка. Объясните себе, что вся обида вызвана не таким уж страшным и ужасным действием. А конкретно: первое, второе, третье. Теперь каждую конкретную проблему решите как задачу. Как теперь мне дальше жить как человеку после того, что со мной поступили так-то и так-то?
И это наша работа и наша ответственность за свою жизнь, а не работа того, на кого мы обиделись, и не причина портить себе (или еще кому-то) жизнь. Затем начинаем работать в положительном направлении: «Удаляйся от зла и делай добро…» (Тэилим 34:15) — правило счастливой жизни. Раз уж мы привели сравнение с водой и песком, продолжим: вспомните, что в стакане есть и вода, и ее значительно больше, чем песка! Можно страшно вскипеть, ощутив угрозу самоуважению и удобству, но в каждом из нас — столько человеческих, высших сил, поднимающими нас над животными стремлениями. Делать добро, приближаться к Б-гу, молиться, помогать, надеяться, быть в радости, радовать других, понимать, продвигаться в работе над своими качествами — это всё и много другое — чистая «вода» мыслей и чувств над «песком» обиды.
Попробуйте сделать эту работу и продолжайте молиться о нахождении супруги, совершайте больше позитивных действий, чтобы не оставлять времени пустым мыслям «заходить в голову» — именно они и запускают поиск обид.
С уважением, Лея Солганик
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»