Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Психологические травмы

Психологические травмы — это такие события в жизни человека, которые вызывают настолько сильные эмоции и переживания, что лишают его способности к адекватной реакции. Психологическая травма развивается в три этапа. Пойти по пути выздоровления или по пути зацикливания на травме — зависит от каждого человека. Вс-вышний посылает нам испытания, и наш выбор состоит в том, чтобы превратить негативное прошлое в отправную точку для своего духовного роста и для помощи другим людям.

Оглавление

Мода на психологию [↑]

В наш век психология вошла в моду вместе со всеми ее составляющими и всей ее терминологией. Не осталось человека, который не слышал бы о токсичных родителях, психологических барьерах, защитных механизмах, внутриличностных конфликтах и психологических травмах.

Результатом такого поверхностного знакомства с психологией становится то, что люди ставят сами себе и окружающим диагнозы, что в конечном итоге приводит к плачевным последствиям. Например, анализируя свое детство, человек может прийти к выводу, что воспитывался токсичными родителями, которые нанесли ему психологическую травму.

Чтобы не повторять ошибки старшего поколения и не травмировать своих детей, запуганные современные родители выбирают «воспитание без наказаний», чтобы вскоре столкнуться с иными психологическими проблемами: межличностное и внутриличностные конфликты, депрессии, асоциальное поведение…

Психологические травмы: причины и симптомы [↑]

Наша жизнь полна стрессов, с которыми мы с малых лет учимся справляться. Психологическая травма, если говорить простыми словами, это такая стрессовая ситуация, на которую у человека нет средств защиты: физической, психической и адаптационной.

В случае психологической травмы человек понимает, что именно это событие ухудшило его психологическое состояние. Это событие вызывает у человека ужас, чувство беспомощности и бессилия что-то изменить. Привычный образ жизни после этого события в понимании человека становится невозможным.

Угроза жизни, насилие, катастрофа, теракт, боевые действия — все это объективные причины возникновения психологических травм. В скобках можно отметить, что накричавшая мама или шлепнувший папа не относятся к объективным причинам.

Человек, переживающий психологическую травму, склонен к перепадам настроения, раздражению; он растерян, тревожен, замкнут; он ощущает свою ненужность, перестает верить в себя, отчуждается.

Среди физических проявлений травмы можно отметить нарушение сна, пугливость; изменение дыхания и сердцебиения; любые функциональные нарушения в системах (например, нарушения стула); мышечное напряжение; суетливость; ухудшение познавательных возможностей; утомляемость.

Некоторые люди подвержены психологическим травмам больше других. Это люди возбудимые, эмоциональные, неустойчивые, импульсивные, тревожные.

Этапы психологической травмы [↑]

Психотравма возникает не сразу. Она проходит определенные этапы, и первый из них — психологический шок. Человек не понимает, что с ним произошло и пытается отрицать травмирующее событие — так его психика пытается защититься.

Вторая, более продолжительная стадия — это воздействие. Этот этап характеризуется проявлением различных эмоций, мало контролируемых самим человеком: страх, ужас, гнев, плач, обвинение, тревога. На этой же стадии происходит самообвинение, прокручивание вариантов («а что было бы, если …»), самобичевание.

А сейчас самое главное. После этих обязательных этапов есть два пути: выздоровление или появление посттравматического стрессового расстройства, который в психологии называется ПТСР.

Для выздоровления человеку необходимо принять факт случившегося, адаптироваться к новым условиям, проработать и прожить эмоции, перестроить взаимодействие с собой и миром на новый лад, вернуть веру в себя, выстроить новые цели.

У каждого человека — свой эмоциональный склад, своя «конструкция» нервной системы, свой жизненный опыт, «запас прочности» и образ мышления… Некоторым, более устойчивым и подготовленным людям удается выздороветь самостоятельно, иным требуется помощь клинического психолога или психотерапевта.

Здесь важно проконсультироваться с опытным раввином, который посоветует религиозного профессионального психолога с хорошей репутацией, который действительно поможет выйти из травмы, а не причинит новую травму и не «заставит вспомнить» какую-то другую детскую травму, которая уже давно была отработана.

Если этап выздоровления не был пройден, начинает развиваться так называемое посттравматическое стрессовое расстройство, а проще говоря — зацикливание на травме. Те, кто испытал это состояние на себе, называют его «дырой в душе», «пустотой в душе», «чернотой в душе» — и это действительно тяжелая ноша, которую человек приносит в обыденные условия.

Зацикливание на травме начинается с того, что человек хочет избавиться от душевной боли, забывая ситуацию, игнорируя произошедшее, а не пытаясь изменить что-то в себе. Со временем переживания действительно будто бы забываются, но на деле они переходят в подсознание, а не уходят совсем.

Как еврейский взгляд может нам помочь и предотвратить такое зацикливание?

Испытания и стрессы — еврейский взгляд [↑]

Каждому из нас Вс-вышний посылает некоторое количество испытаний. Почему же бывает так, что из сходных ситуаций некоторые люди выходят окрепшими, а другие — травмированными? Человек получает психотравму тогда, когда оказывается не готов к какому-то жизненному испытанию. Например, если известных ему средств разрешения проблем оказывается недостаточно или они просто не пригодны в данной ситуации. Нервное возбуждение и энергетическое истощение оказываются настолько сильны, что человек не в силах преодолеть свое состояние самостоятельно.

Выдающийся израильский педагог рав Йехиэль Якобзон рассказывал о двух близнецах-сиротах, вместе переживших в детстве страшнейшую травму. Один из них впоследствии очень преуспел в жизни, а другой навсегда остался психическим инвалидом. И оба основной причиной того, как сложились их судьбы, считали совершенно идентичные обстоятельства своего детства. Это яркий пример того, насколько жизненные установки человека зависят от него самого. Каждый может решить для себя, какую часть прошлого опыта взять с собой в дальнейшую жизнь, а какую — перестать тащить за собой или использовать в качестве отрицательного примера, учась на чужих ошибках, чтобы не пришлось учиться на своих.

Иногда мы называем психологической травмой то, что должно было быть лишь нашим испытанием. Дурное начало человека «раздувает» перед ним очередную проблему, чтобы парализовать его, лишить возможности «обойти» ее и двигаться дальше. Обиды на родителей, одноклассников, бывших супругов не должны мешать нам активно стараться улучшить качество своей жизни и собственный характер. Если мы будем работать над своими душевными качествами, со временем и эта задача перестанет казаться невыполнимой.

В душе каждого человека, в том числе и пережившего психотравму, — огромный, нерастраченный позитивный потенциал, ожидающий реализации. Вс-вышний дал каждому из нас жизнь, рассчитывая, что мы справимся с поручением, ради выполнения которого Он отправил наши души в земной мир. Так неужели один жизненный эпизод (пусть и ужасный) хоть в какой-то, даже самой ничтожной, степени сравним с той миссией?! Неужели этот эпизод способен заслонить путь к Свету и Добру?!

Если человек духовно растет, стремится помогать людям, которые нуждаются в помощи (физически, материально, морально), если он позитивно воспринимает действительность, проявляет по отношению к окружающим доброжелательность и т.п. — значительно расширяется и диапазон его жизненных возможностей. Если человек концентрируется на развитии в себе таких качеств, перед ним откроются новые горизонты.

Мы должны помнить, что из всего происходящего с нами мы можем извлечь пользу для своего дальнейшего роста. Какую — это уже зависит от каждого из нас. Наиболее очевидная практическая польза заключается в том, что мы можем распознать похожие проблемы у других людей (в том числе, у собственных детей) и проявить сочувствие и понимание или даже оказать этим людям реальную помощь.

Психологическая травма и свобода выбора [↑]

Несомненно, если человека унижают, обижают, оскорбляют, он ни в коем случае не должен терпеть это и продолжать жить под одной крышей с теми, кто разрушает его личность, будь то родители, выросшие дети, муж или любой другой, казалось бы, близкий человек. Сохраняя себя, мы должны принимать правильные решения относительно своей жизни. Можем ли мы сказать, что эти решения являются реализацией нашего права свободы выбора?

Согласно еврейскому мировоззрению, свобода выбора заключается не в возможности выбирать из чего-то или кого-то, а только в способности выбирать добро или зло, когда речь идет о наших собственных поступках и мыслях. Перед таким выбором мы оказываемся каждую минуту своей жизни: пассивно подчиняться обстоятельствам и собственным внутренним порывам — или сознательно стремиться стать лучше, преодолевать свои слабости и стараться контролировать свои мысли и чувства. Стараться видеть хорошее — или позволить обстоятельствам победить нас, сломить наш дух, привести к пассивности и депрессии.

Все обстоятельства жизни человека, в том числе и семья, в которой он рождается, определяются Вс-вышним в точном соответствии с работой, которую должна произвести его душа. У нас есть возможность использовать свой опыт, даже отрицательный, в качестве «трамплина» для дальнейшего духовного роста.

Сделать прошлый опыт, даже отрицательный, полезным для своей дальнейшей жизни под силу каждому, если внутренне принять свое прошлое таким, как оно есть, и не мучиться вопросом, как было бы, если бы было иначе, а также помнить, что Вс-вышний лучше всех знает, какой именно опыт нам необходим.

В своей книге «Жизнь как призвание» рабанит Эстер Юнграйз пишет: «Возьмите все негативное и превратите его в нечто прекрасное — в служение Б-гу, которое могло бы стать примером для других. Перед вами выбор. Можете оставаться озлобленным или же можете мобилизовать свою внутреннюю силу и сказать: “Все! Дальше дороги нет! Я должен освободиться от этой болезни (обида на родителей, горечь, что они не проявляли свою любовь и заботу, что дети не чувствовали этой любви, а чувствовали — наоборот). Я выбираю путь Торы — и тем самым искуплю и мое прошлое, и мое будущее!”»

Боль как отправная точка [↑]

Душевная боль сродни боли физической. Вопрос в том, зачем нам дана эта боль. Воздействие сильной боли так велико, что может изменить мировоззрение и отношение к жизни. Иным становится и восприятие тела, когда приходит понимание, что оно — лишь хрупкая обертка, беззащитная и временная, и это заставляет человека заглянуть в его духовное вечное внутреннее наполнение, которое от физического облика не зависит.

Боль строит нас, обрамляет, придает нам способность ценить наше духовное призвание. Не один еврей начал поиски смысла жизни, пережив боль, которая заставила его задаться вопросом: «Зачем я в этом мире?» — и таким образом пришел к вере отцов. Для других боль послужила отправной точкой для поиска знаний, развития качеств и работы над внутренним миром, для добрых дел и, что важней всего, для более глубокого изучения Торы, объединяющей людей.

Сказано в Торе: «Так познай же сердцем своим, что, как наставляет человек сына своего, так Бог, Всесильный твой, наставляет тебя» (Дварим, 8:5). И, если жизнь похожа на школу, то выясняется, что после начального этапа обучения каждая душа в индивидуальном порядке устремляется к высшему образованию, укрепляющему ее в соответствии с ее способностями.

Наши мудрецы, благословенна их память, говорят, что в грядущем мире мы сумеем вознести благодарность как за полученные приятные сюрпризы, так и за нелегкие поучения, данные нам на благо, как написано в Талмуде: «Будущий мир не похож на этот мир: здесь в ответ на хорошие вести человек произносит: “Благословен… за то, что добрый и творит добро”, а на плохие — “Благословен… Судья праведный”. В будущем же мире на все он скажет: “…За то, что добрый и творит добро”» (Псахим, 50:1).

Выводить материалы