Из города в город переезжал раби Исраэль Салантер, пытаясь вернуть евреев к их Небесному Отцу. И многие раскаялись совершенным раскаянием в результате его влияния. В последний период жизни он поехал в Германию, в сопровождении рава Элиэзера Шулевича, одного из его учеников.
Однажды они оказались в Берлине в 10 дней раскаяния, и р. Салантер решил провести Йом Кипур в этом городе.
Для праздничной молитвы ими была выбрана одна из самых больших синагог Берлина.
Йом Кипур выдался жарким как никогда и пост давался раби Элиэзеру с большим трудом. Перед минхой он почувствовал себя плохо — участилось сердцебиение и стало трудно дышать. Рав решил выйти из синагоги, подышать свежим воздухом. Через некоторое время ему полегчало и он хотел было вернуться в зал, но обнаружил, что уже началась молитва «Шмона эсре».
Двери синагоги были раскрыты настежь, чтобы внутрь попадал свежий воздух. Раби Элиэзер не мог вернуться на свое место — ведь нельзя мешать во время «Шмона эсре», поэтому встал в дверях синагоги и начал молитву.
Он уже заканчивал молитву, как вдруг голос рава Исраэля прошептал ему в ухо:
«Что же ты делаешь! Посреди Дня Искупления ты крадешь у людей свежий воздух! Двери распахнуты, чтобы людям было легче дышать, а ты загораживаешь их! Это гезель!»
Немедленно после «Шмона эсре» раби Элиэзер вернулся в свой угол и там продолжил молитву. Многие годы рассказывал он об этом случае, добавляя:
— Вот как серьезно относился рав Салантер к заповедям «между человеком и человеком», ведь за прегрешения в этой области даже Йом Кипур не может искупить!
В преддверии Дня Искупления мы должны помнить, что этот святой день может «стереть» преступления перед Всевышним, но не преступления против человека. Поэтому необходимо помириться, примириться с нашими близкими — родственниками, учителями, соседями, друзьями…со всеми.
Непросто извиниться, еще труднее просить прощения от чистого сердца, утешить обиженного, но мы должны это сделать. Пока есть еще эта возможность, когда дух примирения витает над нашими головами, откроем в эти дни новую страницу в наших отношениях и удостоимся доброго и счастливого года!
Читайте тематический обзор главы Аазину.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»