Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Четыре вида растений символизируют десять святых сфирот, через которые Всевышний управляет миром. Человек может «взять в свои руки» эти сфирот и «потрясать» ими, направляя в нужную сторону. Это происходит при каждом поступке человека, например, когда он проявляет милосердие или прощает обиды.

Наши учителя-каббалисты сказали, что четыре вида растений — «намек» на четыре буквы имени Б-га (Йуд-Кей-Вав-Кей), благословен Он (Шаар а-Каванот[i], Суккот 5) и на десять святых сфирот[ii] (Эц Хаим 4:3). Рав Риканати[iii] приводит в этой связи слова мидраша (Ваикра Рабба 30:9, к стиху 23:40[iv]):

«Плод дерева красивого (hадар)» — это Святой, благословен Он, о Котором сказано: «красотой и великолепием (hадар) облекся» (Тэилим 104:1). «Ветви пальмовые (тмарим)» — это Святой, благословен Он, о Котором сказано: «Праведник, как пальма (тамар), расцветет» (Тэилим 92:13). «Отростки дерева густолиственного» — это Святой, благословен Он, как сказано: «и стоит Он между миртами» (Зхарья 1:8). «И верб (арвэй) речных» — это Святой, благословен Он, как сказано: «превозносите Восседающего на небесах (ба-аравот[v])» (Тэилим 68:5).

Возникает вопрос: если бы четыре вида растений «намекали» на народ Израиля, тогда слова Торы «и возьмите себе» (Ваикра 23:40) можно было попытаться понять как повеление «взять себя в руки» — а заодно и весь еврейский народ, так как все евреи отвечают друг за друга. Но «взять в руки» Святого, благословен Он… как это понимать?!

Впрочем, вот что говорил об этом святой ребе из Ропшиц[vi]: «Приди и узри, как велика заповедь о четырех видах растений: человек словно “берет” Самого Святого, благословен Он, и “потрясает” Им во все стороны!»

Но в этом-то и вопрос — что это значит?

Если судить «попросту», Ропшицер Ребе имел в виду слова Гмары (Моэд Катан 16 б): «Праведник постановляет, а Святой, благословен Он, исполняет». Сказано в мишне Авот: «Исполняй Его волю как свою собственную, чтобы Он исполнял твою волю как Свою» (Пиркей Авот[vii] 2:4).

Но если слова ребе из Ропшица означают именно это, то заповедь о четырех видах растений была бы актуальна только для праведников, а не для всех евреев, не для нас. Однако ее обязаны выполнять все.

Поэтому мы обязаны предположить, что здесь есть и другое объяснение. Но сначала — история:

Праведный раби Моше из Кобрина[viii]находился в пути и остановился на ночлег в гостинице. Там он услышал, как хозяйка рассказывала знакомой о своих бедах, а в конце воскликнула:

— Но Всевышний исполнен милосердия! — и начала объяснять: — Это подобно сосуду, до краев наполненному водой. Только тронь — вода польется наружу… так и Творец исполнен милосердия: мы лишь «касаемся» Его, и милосердие «проливается наружу».

Весь вопрос в том, как именно нужно «касаться» Творца. Как поступать, чтобы был шанс, что Его милосердия «перельется через край»?

Один из путей — конечно, молитва. Удивительно, что молитва называется «столкновением», т.е. весьма энергичным «прикосновением», как сказано: «И пришел (ва-ифга, ויפגע — наткнулся) на одну местность (место)» (Берешит 28:11). Молитва означает прилепление и близость к Всевышнему, и благодаря ей многое становится возможным.

Молитва очень важна… Но есть и «методы точечного воздействия». Мы хотим пробудить милосердие Творца? Ключ в наших руках: «К каждому, кто проявляет милосердие к сотворенным, проявляют милосердие с Небес» (Шабат 151 б).

Хотим, чтобы наши грехи были прощены? Ключ в наших руках (Рош а-Шана 15 б): «Кому прощают грех? Тому, что проходит мимо преступления»[ix]. Там же сказано: «Каждому, кто не настаивает на (тех) своих правах, (которыми можно пожертвовать ради чего-то более важного), не вменяются в вину все его грехи».

Короче говоря, Творец поступает с каждым в соответствии с принципом «мера за меру». Той мерой, которой человек меряет других, ему отмеряют Свыше. Это объясняет и смысл известного стиха Мишлей: «Следующий за справедливостью и милосердием найдет жизнь, справедливость и почет» (21:21).

К тому, кто помогает нуждающимся, проявят милосердие Свыше. А разве найдется хоть один человек, который бы в этом не нуждается?..

Десять святых сфирот — каналы, через которые Всевышний управляет Своим миром. Управление через милость (Хесед), силу (Гвура) или красоту (Тиферет) и т.д. Сфирот делятся на четыре группы. На них, как уже было сказано, намекают четыре буквы имени Б-га.

Каждый человек способен «взять в свои руки» эти каналы управления и «потрясать» ими, направлять в нужную сторону. Это происходит при каждом поступке человека: проявил милосердие, уступил — привлек милосердие в мир и к самому себе, смягчил предначертания и способствовал прощению. А если наоборот — значит, наоборот (да спасет нас от этого Всевышний)!

Мы уже говорили о стихе из Ваикра (23:40): «И возьмите себе в первый день плод дерева красивого… и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней».

Наш учитель Рамхаль[x] объясняет, что наша радость в праздник вызывает радость на Небесах, «пред Господом, Б-гом вашим». От этой Радости и к нам приходит вечное благословение и свет. (Маайн а-Моэд)

Гаон раби Элияу Мани[xi], главный раввин Хеврона, писал: «Имя Всевышнего “Э-ль”, как известно, означает меру милосердия, как сказано: “Милость Б-жья (хесед Э-ль) весь день” (Тэилим 52:3). Это же имя упоминается первым среди тринадцати качеств милосердия, которое Всевышний проявляет к тем, кто преступает Его законы: “Кто Б-г (Э-ль) как Ты, (Который) прощает грех и проходит мимо (не вменяет в вину) преступления…”» (Миха 7:18).

Чтобы глубже понять это, представим себе следующую ситуацию: добросердечный и милосердный богач вышел из дома, прошел по своему саду, по тропинке, вьющейся вокруг клумб с редкими цветами и красивых деревьев.

А выйдя из сада, увидел возле калитки оборванного голодного нищего, бессильно прислонившегося к ограде. Богач протянул ему монету и спросил с большим сочувствием:

— Может, ты болен? Нуждаешься в лечении?

— Нет, — ответил нищий. — Я здоров и крепок!

— Тогда почему не идешь работать и сам не зарабатываешь себе на хлеб?

А нищий протянул ему свои руки:

— Чем мне работать? Этими десятью пальцами? У меня нет инструментов, я даже не знаю, как начать!

Богач развернулся, отправился в сарай садовника, взял топор и вернулся к бедняку:

— Вот, возьми этот топор в подарок. Иди в лес, наруби дров, продай их, и так ты начнешь достойно себя обеспечивать.

Нищий молча, с угрюмым видом взял топор, даже спасибо не сказал. А богач пошел на работу и вернулся только к вечеру. Нищего у ограды уже не было, и благодетель с радостью подумал: «Наверняка пошел работать».

Открыл калитку — и онемел от изумления.

Его чудесный сад! Где же он? Цветы растоптаны, кусты поломаны, деревья вырублены. Оставалось лишь одно дерево, а нищий трудился изо всех сил, чтобы срубить и его, яростно махал топором, словно стремясь поскорее завершить свою разрушительную работу.

Смысл притчи ясен: «Кто Б-г как Ты?..» — Ты сотворил нас, придал форму, даровал нам жизнь, дал силу и понимание, чтобы мы могли обеспечить себя духовно и материально, честно зарабатывать, исполнять Тору и заповеди с помощью способностей, которыми Ты наделил нас. Силу и богатство мы получаем только из Твоей руки!

А что сделали мы?

Взяли Твои подарки и использовали их… против Тебя! Вырубили посадки[xii], растоптали цветы… Каждый грех — как уничтожение цветка, отрубание ветки, спиливание ствола… «Кто Б-г как Ты, (Который) прощает грех и проходит мимо (не вменяет в вину) преступления!..». (Йосеф Даат — Сиах Ицхак)


[i] «Шаар а-Каванот» — книга, написанная раби Хаимом Виталем по урокам Аризаля. Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим — Каир — Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.
Раби Хаим бар-Йосеф Виталь (5303-5380 /1543-1620, Цфат — Египет — Иерусалим — Дамаск) — один из величайших каббалистов всех поколений, ученик Рамака и Аризаля, записавший уроки Аризаля.

[ii]Сфиротдесять видов воздействия Творца — Б-жественных эманаций, основные «каналы», качества, посредством которых Творец руководит миром.

[iii] Раби Менахем бар-Биньямин Риканати (умер ок.5050 / ок. 1290, Италия) — выдающийся законоучитель и каббалист. Основной его труд — кабалистический комментарий к Пятикнижию. Написал также книгу «Таамэй а-мицвот» («Смысл заповедей») и комментарии к молитвам. В своих сочинениях опирался на труды знатоков сокровенной мудрости из Германии — раби Йеуды Хасида и его ученика раби Элазара из Вормса, а также на идеи Рамбана, которого называл своим «великим учителем». С особой глубиной изложил учение о сфирот — духовных инструментах, с помощью которых Создатель проявляет Свою волю в сотворенной Вселенной.

[iv] «И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрога), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней» (Ваикра 23:40).

[v]Арава (ערבה) — верба или ива, аравот (ערבות) — согласно Традиции, одно из семи небес.

[vi] Раби Нафтали-Цви Горовиц (Гурвиц, Гурвич) из Ропшица — Ропчице (5520-5587 / 1760-1827, Галиция) — знаменитый хасидский наставник, за которым шли десятки тысяч последователей, первый Ропшицер Ребе, основатель хасидской династии. Учился у раби Элимелеха из Лиженска и раби Менахема-Мендла из Риманова. Автор труда «Зэра Кодэш».

[vii] Пиркей Авот — последний из девяти трактатов четвертого раздела Мишны, раздела Незикин («Ущербы»). Представляет собой сборник изречений танаев — мудрецов Мишны, живших между 3 в. до н. э. и 3 в. н. э. Основное содержание трактата — этическое учение. В Талмуде (Бава Кама 30а) сказано: «Тому, кто хочет быть праведником, надо поступать согласно трактату Авот».

[viii] Раби Моше Полиер из Кобрина (Кобринер, 5544-5618 / 1783-1858, Белоруссия, в те времена — Литва) — выдающийся хасидский наставник, один из духовных предшественников слонимского хасидизма, родоначальник кобринской хасидской династии.

[ix] Это изречение основано на стихе из книги пророка Михи (7:18): «Кто Б-г, как Ты, (Который) прощает грех и проходит мимо (не вменяет в вину) преступление остатку наследия Своего…»

[x] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения.

[xi] Раби Салиман-Менахем бен-Элияу Мани (5610-5684 / 1850-1924, Багдад, Хеврон) — глава ешивы, законоучитель, глава суда, раввин Хеврона (хахам баши, как называлась эта должность в Оттоманской империи), писатель и поэт.

[xii] «Вырубить посадки» — каббалистический термин, означающий неверие или страшное искажение веры, потрясение устоев.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше