Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек должен в первую очередь заботиться о потребностях души, а потом уже о потребностях тела. Но это верно только в том случае, когда речь идёт о его душе и о его теле. Если же он должен заботиться о других людях, то в первую очередь следует заботиться об удовлетворении их материальных нужд.»Рав Исроэль Салантер
История про Янкеле, доброго, но недостаточно одаренного ученика

«Тобой будет благословлять Израиль» (48:20). Наш праотец Яаков, мир ему, благословляет своих любимых внуков. Они стоят перед ним, склонив головы, а он возлагает на них руки и произносит: «Тобой будет благословлять Израиль, говоря: да сделает тебя Всесильный подобным Эфраиму и Менаше». Раши комментирует: «Если кто-то соберется благословлять своих детей, он будет благословлять их так же. И каждый человек скажет своему сыну: “Да сделает тебя Всесильный подобным Эфраиму и Менаше”».

Эфраим и Менаше были великими среди великих, они возвысились и удостоились числиться среди «колен Б-жьих». Автор книги «Эмет ле-Яаков» удивлялся: если отец благословляет сына, неужели недостаточно пожелать ему стать таким как Бен Иш Хай, или как гаон Х. Й. Д. Азулай, или как святой автор книги «Ор а-Хаим»? И в самом деле, если отец благословит сына стать таким, как они, другие скажут, что он хочет слишком многого, и что это напрасная молитва. Что уж говорить, если он благословит сына стать таким, как святой Ари или раби Йосеф Каро?! А о том, чтобы сравняться с раби Шимоном бар Йохаем или раби Акивой, и вовсе думать нечего! Но Яаков учит нас благословлять детей, чтобы они стали, ни много ни мало, как Эфраим и как Менаше!

Почему так? Это станет понятно благодаря следующей истории.

Праведный раби Яаков Арье из Радзимина шел по дороге и встретил молодого учащегося ешивы. Начали они беседовать, и рав спросил:

«Каковы твои устремления, ученик?»

Тот ответил: «Я не мечтаю о великом, дай Б-г мне быть простым евреем».

Посмотрел на него праведник и произнес: «Послушай-ка, я в молодости хотел стать как Бааль Шем Тов, а в итоге стал простым евреем. Что же получится из тебя, изначально желающего быть простым евреем?!»

Здесь кроется и ответ на наш вопрос: если отец хочет вырастить совершенного сына — такого как Эфраим и Менаше — есть шансы, что в итоге сын станет хорошим евреем и принесет радость своим родителям. Но если изначально довольствоваться тем, чтобы сделать «простого еврея», если сразу воспитывать его быть заурядным, кто знает, куда он в результате придет…

О вкладе усилий в воспитание детей нам поведает следующая история.

Янкеле был доброй душой. Он отличался постоянством, но талантами одарен не был. Отсутствие одаренности сполна компенсировало его горячее желание учиться и упорная зубрежка.

В классе дошли до трудного места в Гмаре, и учитель сказал: «Приготовьте этот отрывок дома, постарайтесь понять его. Можете заручиться помощью папы или брата, или учиться группами. Завтра посмотрим, кому что удалось».

На следующий день учитель был удивлен, увидев поднятую руку Янкеле. Он, первый среди всех учеников, справился с Гмарой?!

«Послушаем», — произнес учитель.

Ко всеобщему удивлению, Янкеле начал ясно излагать смысл Гмары. Сначала он дал два необходимых предисловия, а затем на их основе прояснил все остальное.

«Чудесно! — воскликнул учитель, — с кем ты готовил этот отрывок? Отец помогал тебе?» Было очевидно, что эти предисловия Янкеле придумал не сам.

«Нет, — ответил ученик, — папа возвращается поздно».

«С кем же тогда ты учился?» — продолжал интересоваться учитель.

«Я позвонил раби Моше!»

Янкеле имел в виду «законодателя поколения», гаона раби Моше Файнштейна.

«Что?!» — воскликнул учитель в изумлении.

Янкеле не понял причин удивления. «Когда папе трудно что-то понять, или он хочет узнать Алаху, он тоже звонит раби Моше. Он говорит, что раби Моше все знает. Вот я и позвонил ему. Сказал, что учитель хочет, чтобы мы приготовили отрывок из Гмары, а я его не понимаю. Он спросил меня, сколько раз я его повторял, и я ответил: три раза, однако мне по-прежнему ничего не понятно. Он был рад и сказал, что после трех раз теперь мне точно будет легко. Но нужно знать два предисловия. Он рассказал их, попросил, чтобы я повторил, и поправлял меня, пока не убедился, что я понял. А затем прошел со мной весь отрывок, слово за словом, и очень меня хвалил!»

Глаза товарищей Янкеле, сидевших в учебном классе, заблестели от зависти. Учитель не мог прийти в себя от большого волнения. После окончания учебного дня он поехал в ешиву «Тиферет Йерушалаим», чтобы извиниться за ученика, который отвлек и отнял время у главы поколения.

Но раби Моше Файнштейн улыбнулся: «Вы имеете в виду того замечательного мальчика, который позвонил мне вчера? Хорошо бы, чтоб таких было побольше в народе Израиля! Ведь он так сильно ищет знаний, а кто хочет знать, в итоге будет знать».

«Но ему все же не следовало утруждать Вас», — заметил школьный учитель.

«Почему Вы так считаете? А разве сами Вы не обучаете детей? Наша обязанность — отвечать каждому вопрошающему согласно его вопросу и уровню понимания, будь то рав, судья или невежда, пожилой человек или ребенок» (Ве-аиш Моше, Ве-ягед Моше).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Я выросла, и на меня стали засматриваться...

Сегодня, отвечает Ита Минкин

Сын трех с половиной лет пошел в садик. Он бьет там всех детей и воспитательницу...

21 января, отвечает Ципора Харитан

Запрещено ли девушке смотреть на нескромные изображения?

20 января, отвечает Ита Минкин