«Пусть несут левиты свою стражу в храме свидетельства» (1:53). В этих словах заключены и повеление, и запрет. Объясняя это, Рамбам пишет следующее (Бейт а-Бхира 8): «Охрана храма — повелительная заповедь. И хотя нет опасений, что придут враги или разбойники, и вся эта стража — лишь акт почитания, все же дворец без стражи не похож на дворец со стражей».
Почему же в храме не нужно было опасаться рабойников и воров? Ведь золота там было бессчетное множество! Во дворе были «посажены» деревья, сделанные из золота (Йома 21 б). Там была огромная виноградная лоза с гроздьями и листьями из золота. Она охватывала весь вход и простиралась на сорок локтей вверх и на двадцать вширь. Большая золотая люстра свисала над порогом (Йома 37 а). Стены храма были покрыты золотыми пластинами (Мидот 4:1), там были одиннадцать золотых светильников и золотые столы (Менахот 98 б) и бессчетное количество золотой посуды. Каждое утро доставали девяносто три предмета из золота и серебра для дневного служения. Даже ягнята для жертвоприношений пили из золотых сосудов (Тамид 3:4).
Как же при всем этом не бояться воров и разбойников? Ответ на это был продемонстрирован самым практическим образом. Это был решительный и убедительный ответ. А произошло это во времена греческого захвата страны Израиля, еще до восстания Хашмонаев. Эта история приводится в книге Маккавеев (2, гл. 3), написанной приблизительно в ту эпоху. Злобный царь Антиох положил глаз на сокровищницы храма и послал военачальника Лидороса разграбить их.
Первосвященник предупредил его, чтобы тот не протягивал руки к священным предметам. Коэны просили его отступить, и весь народ собрался на молитву. Но Лидорос не внял этим просьбам. Он взял отряд солдат и вошел с ними в дом Б-жий. Его глаза ослепляло храмовое великолепие.
«И увидел он славу Б-га, Владыки духов, в удивительном зрелище. И затрепетал его дух и дух людей, бывших с ним, от страха перед Всесильным. Ибо увидели они коня и всадника, грозного и страшного, одетого в доспехи. Этот конь устремился изо всех сил навстречу Лидоросу и ударил его двумя ногами. А два юноши, облаченных великолепием, стояли по обеим сторонам всадника и поразили Лидороса страшными ударами. Он пал на землю и потерял сознание, и потемнело в глазах его. Его взяли, посадили на стул и вынесли наружу. И все увидели человека, вошедшего со своими слугами и стражами в дом Б-га, слабым и сраженным, а вся его сила и мощь улетучилась, как дым. Ибо коснулась его рука Б-жья, и он онемел и не мог открыть рта. Не было у него ни надежды, ни помощи. И восславил народ Б-га, давшего почет Своему святилищу. И наполнился храм голосами радости и веселья вместо голосов плача и причитания, ибо явил Б-г чудо глазам их».
Теперь мы понимаем, почему нет нужды сторожить храм. Левиты делают это не ради охраны золота, но лишь в знак почета (Майян а-Шавуа).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»