Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Колено Леви изучало Тору, не размениваясь на участие в египетском «субботнике», превратившемся в рабство. Они не получили особого благословения Творца, но удостоились привилегированного положения во время переписи.

Наша недельная глава начинается с переписи: «И говорил Г-сподь Моше в пустыне Синай, в шатре собрания, в первый (день) второго месяца, во втором году после их исхода из земли Египетской так: “Определите число всей общины сынов Израиля по их семействам, по дому их отцов, по числу имен, всех мужского пола поголовно”.

Результаты этой переписи чрезвычайно любопытны. В глаза моментально бросается следующая особенность — по сравнению с другими, численность представителей колена Леви довольно низкая. Левитов мужского пола было всего 22 тысячи, тогда как численность самого маленького колена составляла 32200 человек. Учитывая, что левитов считали с месяца, а другие колена — с 20 лет, получается, что колено Леви было меньше самого малочисленного колена, как минимум, в 2—3 раза.

Почему левитов было так мало? Рабби Моше бен Нахман, известный как Рамбан, тоже задался этим вопросом. По его мнению, корни относительно низкой рождаемости членов колена Леви кроются в истории египетского рабства.

Фараон поработил евреев не только потому что видел в них дешевую рабочую силу. Он хотел помешать еврейскому народу плодиться и размножаться. Девизом египетского тирана было “пен ирбе”, “сделаем всё, чтобы этот народ не умножился”. Всевышний же ответил ему словами “кен ирбе”, “да умножится”.В недельной главе “Шмот” сказано: “Но чем больше они его притесняли, тем больше он умножался и распространялся”. Благодаря особому благословению Творца число евреев росло и росло. Исключением из этого правила были левиты — они в Великой и изнурительной египетской стройке участия не принимали. Поэтому особое благословение Всевышнего на них не распространялось.

Каким образом представителям колена Леви удалось “ускользнуть” от всеобщей повинности? Изначально рабство начиналось достаточно благопристойно и даже торжественно. Фараон устроил своеобразный субботник. В благом порыве лепить кирпичи вышли не только сыны Израиля, но и сам фараон и его министры.В стороне остались левиты, которые посвятили жизнь изучению Торы и не собирались разменивать эту важнейшую миссию на медаль “Герой египетского соцтруда”. На фараонский субботник они попросту не явились и в списки верноподданных евреев — будущих рабов они не попали.Активность левиты проявили тогда, когда это действительно было нужно. Они первыми откликнулись на призыв Моше “Кто за Б-га — ко мне”, сделанный после того, как евреи создали золотого тельца. За их заслуги Творец назначил членов колена Леви служителями в Храме, вместо опорочивших себя первенцев.Впоследствии особое отношение Всевышнего к левитам, “царскому легиону”, как их называет комментатор Раши, укрепилось: левитов считали по-другому, не с двадцатилетнего, а с одномесячного возраста.

В наше время есть немало соблюдающих заповеди евреев. Есть те, кто отводит изучению Торы свободное время после работы, и это очень важно. А есть и те, кто полностью посвящает свою жизнь Торе. Подобно левитам, они являются “царским легионом”. И подобно левитам, они удостаиваются особых благословений Творца. Само наличие людей, которые полностью и самоотверженно посвящают себя изучению Торы, поднимает общий духовный уровень еврейского народа.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени