Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава «Бемидбар» начинается с повеления о переписи: «И Господь сказал Моше в пустыне Синайской, в шатре соборном, в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Исраэля по семействам их, по отчим домам их, по числу имен, всех мужчин поголовно».

Результаты этой переписи чрезвычайно интересны. В глаза сразу бросается, что по сравнению с численностью других колен численность левитов очень низкая. Левитов мужского пола было всего 22 тысячи, в то время как численность самого маленького колена составляла 32200 человек, а среднего колена — 50 тысяч. Учитывая, что левитов считали с месячного возраста, а представителей других колен — с 20 лет, эти 22 тысячи надо разделить, приблизительно, на два — около 11 тысяч. Получается, что колено Леви было меньше самого малочисленного колена в 3 раза!

Почему левитов было так мало? Рамбан задает этот вопрос. И отвечает так: причины относительно низкой рождаемости в колене Леви надо искать в истории египетского рабства. Фараон поработил евреев не только потому, что нуждался в дешевой рабочей силе. Он хотел помешать еврейскому народу плодиться и размножаться. Девизом египетского тирана было «пэн ирбэ» — сделаем всё, «чтобы не умножился» этот народ. Всевышний же ответил фараону словами «кен ирбэ» — «да умножится!» В недельной главе Шмот сказано: «Но по мере того как изнуряли его, он размножался и разрастался…» (1:12). Благодаря особому благословению Творца число евреев росло сверхъестественным образом. Исключением было колено Леви — их не угнетали, поэтому решение Б-га, противоположное планам фараона, на них не распространялось, рождаемость у них оставалась естественной. Как левитам удалось избежать всеобщей трудовой повинности? Рабство начиналось весьма благопристойно и даже торжественно. Фараон устроил своего рода «субботник». В едином порыве на производство кирпичей вышли не только сыны Израиля, но и сам фараон, и его министры. В стороне остались только левиты, которые посвятили жизнь изучению Торы. Они не приняли участия в стройке, поскольку это не было обязательным: «У нас есть более важное занятие — изучать Тору, Традицию наших отцов. А если не получим ордена “Герой труда Египта”, проживем и без этого ордена».

На фараонский субботник они попросту не явились и в списки верноподданных евреев — будущих рабов — не попали. Активность левиты проявили тогда, когда это действительно было нужно. Они первыми откликнулись на призыв Моше «Кто за Б-га — ко мне!» (Шмот 32: 26), прозвучавший после того, как евреи создали золотого тельца. «И собрались к нему все сыны Леви» (там же). За их заслуги Творец назначил левитов служителями в Храме — вместо первенцев, опорочивших себя участием в грехе золотого тельца. Впоследствии особое отношение Всевышнего к колену Леви, «царскому легиону», как их называет Раши, упрочилось: левитов, как мы помним, даже считали по-другому, не так, как всех остальных: не с двадцати лет, а с месячного возраста.

В наше время есть немало евреев, соблюдающих заповеди. Есть те, кто отводит изучению Торы свободное время после работы, и это очень важно. А есть и те, кто полностью посвящает свою жизнь Торе. Подобно левитам, они являются «царским легионом». И, подобно левитам, они удостаиваются особых благословений Творца. Само наличие людей, которые полностью и самоотверженно посвящают себя изучению Торы, поднимает общий духовный уровень еврейского народа. Как мы читаем в Пиркей Авот (1:2), одна из основ, на которых держится мир, это — изучение Торы. То, что в Израиле среди еврейского народа есть много таких людей, утверждает наше существование в этой Стране и спасает нас от многих опасностей.

 

Речь — то, что выделяет человека из мира животных. Еврейские законы речи называются шмират-алашон, охрана речи. Тора призывает нас удалить из своей речи злословие, лашон-ара, а также сквернословие и пустословие. Речь делает тайное явным и обладает такой силой, что может изменять человека и его мысли, и даже мир — как материальную его часть, так и духовную. Важно и то, что мы говорим, и то, в какую форму мы облекаем наши высказывания Читать дальше

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Слова — реальные и нереальные

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.

Духовный смысл очищения от квасного

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Ликутей Амарим — Тания. Глава 8

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»

Главы из книги

«Совершенная Мера» 7. О пустословии и его противоположности — усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

О пустословии и его противоположности - усердии в Торе, и о разнице между занятием Торой и остальными заповедями

Что стоит за общением между супругами

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Мужья разговаривают, чтобы передать информацию, жены же используют вербальные функции для укрепления внутрисемейной связи. О необходимости слушать других.

Береги свою речь. Красота речи

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Если вникнуть в суть ежедневно произносимых нами слов, можно увидеть, что они в большей степени, чем любая другая сфера человеческой деятельности, определяют и формируют нашу суть.

Ликутей Амарим — Тания, часть IV. Послание пятое

Рабби Шнеур-Залман Бааль аТания,
из цикла «Тания»