«И вот, Ашем стоит над ним» (Ваеце, 28:13)
Кто из нас не хочет лечь спать и проснуться гаоном из гаонов, понимая и зная наизусть всю Тору, без всяких усилий? Или, скажем, прочитать «кирьят шма» перед сном, заснуть — а проснуться божественным кабалистом, бьющим источником тайн, знатоком сокрытых и неведомых миров. Но мы знаем, что это невозможно.
Но кто сказал, что невозможно! Ведь был человек, который удостоился этого: наш праотец Яаков пришел к горе Мориа, помолился вечернюю молитву, и солнце зашло. Он был вынужден заночевать там. И вот, без всякой подготовки, удостоился он видения лестницы, станов ангелов, и даже «и вот, Ашем стоит над ним». Он получает обещания, вечные и возвышенные, о постоянном присутствии Шхины: «Вот, Я с тобой, и охраню тебя везде, куда ты ни пойдешь… ибо не оставлю тебя», и обещание об унаследовании Земли Исраэля и умножении его потомков, как праха земного и как песка морского — как чудесно.
Проснулся Яаков и сказал: «Истинно, есть Ашем в этом месте, а я не знал». И затрепетал: «Как страшно место это».
Сказали наши мудрецы, благословенна память праведников: «А я не знал — а если бы знал, не спал бы там» (Раши) Тогда что бы сделал?
Объяснял рабейну Сфорно, благословенна память праведника: если бы знал, приготовил бы себя к пророчеству.
Эти слова удивляют: что значит «приготовил бы себя к пророчеству», если пророчество пришло к нему без подготовки, он должен радоваться этому! Мы никогда не видели человека, выигравшего в лотерею — и загрустившего от того, что не работал каторжно для этого… О чем же сожалел Яаков?
Но ничего не поделаешь: мы обязаны сказать, что есть бесконечное различие в сути между лотерейным выигрышем, денежным выигрышем и таким духовным выигрышем, как пророчество. При получении денег и богатства, труд — это лишь средство для их получения, и если получают их другим путем: выигрышем, в подарок или в наследство, они приобретены в одинаковой мере. Несмотря, что в этом случае привязанность к ним меньше, и деньги, которые пришли легко — уходят легко. Но в духовных приобретениях труд и усилия укореняют достижения, тогда они будут истинным достижением, а без этого достижения поверхностны и улетают, как сон. И потому сказал праотец Яаков, что лучше ему было бодрствовать и приготовить себя к пророчеству, чем получить его без всякой подобающей подготовки!
На эту тему приведем рассказ из Гмары (Трактат Авода зара, 17). Еврей по имени Элазар бен Дурдая опустившийся до дна бездны и погрузившийся в грязь страсти, однажды вернулся к тшуве, положил голову между колен и плакал, пока не вышла его душа. Вышел Бат коль (Небесный голос) и сказал, что приглашен он в Будущий мир. Заканчивает Гмара: Заплакал Раби (Иеуда а-Наси) и сказал: «Есть тот, кто приобретает Будущий мир за один час». И многие задавали вопрос: почему плакал об этом Раби? Он должен был радоваться, что еврей исправил себя и удостоился за час придти в Ган Эден для вечной жизни!
Но плакал раби потому, что Будущий мир, приобретенный за час, поверхностный. Он не приобретен в глубину, не проник во все слои личности! Это похоже на человека с больным кишечником, у которого есть все лакомства мира, но он не может переварить их! Жалеют его, и велик плач.
И это учит нас. Велико наше упование на то, что удостоимся мы, по желанию Ашема, жизни в Будущем мире. У каждого еврея есть доля в Будущем мире (Трактат Санедрин, 90). Но мы можем испытать его глубину, черпать его блага только если трудились, исполняя заповеди и совершая добрые дела, а более всего — изучая Тору, даже с трудностями, усталостью, затруднениями. И не «даже», а это главное, ведь по страданиям — плата в мире вечном. (Мааян ашавуа)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»