Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Роли супругов, Быт семьи, Помощь мужа по хозяйству
Здравствуйте, у меня вопрос о денежных отношениях в семье. Ситуация такая: 10 лет в браке, несколько детей, я работаю на полную ставку (больше 50 часов в неделю) и полностью обеспечиваю семью. Муж помогает с детьми и ни на работу, ни на учебу не спешит, а только утверждает, что всё, что я зарабатываю, с точки зрения Галахи (еврейского Закона) принадлежит ему. О том, что написано в Ктубе, о своих обязанностях и слышать не хочет, мол, если я работаю и могу заработать на всех нас, он и не обязан мне ничего... Правда ли это??? Спасибо. N.
Уважаемая N.,
Вы абсолютно правы в том, что, с точки зрения Галахи, обязательство Вашего мужа по Ктубе — заботиться о Вас материально — ничто (кроме Вашего добровольного отказа от такой заботы) не может отменить.
Тора наложила на мужчину очень серьезные материальные обязательства по отношению к семье, поэтому, чтобы у него не было ощущения, что женщина вышла за него только ради материального обеспечения, мудрецы постановили: в обмен на это материальное обеспечение — «маасэ йадэя лэ-баала», т. е. «то, что сделано ее (жены) руками, принадлежит мужу». Когда-то это означало, что женщина берет на себя ведение хозяйства и своими руками готовит, убирает, стирает, шьет и т. д., а мужчина пользуется всеми плодами ее труда. Если же она работает, то ее заработок принадлежит мужу.
Если же женщина зарабатывает много больше той суммы, которую муж может потратить на ее обеспечение, она по Галахе имеет право сказать: «Эйни низонэт вэ-эйни оса» («Я не принимаю от мужа материальное обеспечение и [поэтому] не работаю для него [в обмен на обеспечение]». С этого момента муж ее не содержит и она живет на свои средства. Всё это — если ее не устраивает уровень этого материального обеспечения.
Но, когда муж попросту отказывается обеспечивать какие-либо материальные нужды семьи, конечно же, он не может претендовать на «маасэ йадэя». То есть, он не может требовать от Вас отдавать зарплату ему, если он не берет на себя материальной ответственности за семью. И, если это то, что происходит на практике, то это никак нельзя обосновать Галахой.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»