Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Чтобы уметь разговаривать — научись молчать»Раби Менахем-Мендель из Ворки
По-настоящему мудрый человек не будет настаивать на своем мнении, если на чаше весов лежит репутация других людей. История о том, как внук одного из величайших раввинов нашего поколения решил полакомиться шоколадом...

 

В трактате "Хулин" Вавилонского Талмуда, лист 15, страница 1, говорится:
-- Был тана (еврейские мудрецы, называемые Таноим, записали устную Тору), который учил в присутствии Рава еврейский закон: "Человек, который по ошибке сварил еду в субботу (либо забыл, что сегодня суббота; либо забыл, что нельзя варить в субботу), в субботу же может съесть эту еду. Но если человек сварил еду, сознательно нарушая субботу, то нельзя ему ее есть.
Рав заставил тану замолчать, чтобы он не сообщал другим ученикам такой закон.
В Геморе задается вопрос:
-- В чем дело?! Почему Рав заставил тану замолчать? Допустим, Рав придерживается мнения раби Еуды, который считает: "Тот, кто сварил в субботу нечаянно, нельзя ему есть". А тана придерживался мнения раби Меира, который считает: "Сваривший в субботу нечаянно может это есть" … Разве по этой причине он может заставить его замолчать?! Разве нельзя другому человеку иметь мнение, отличное от твоего?!
 

Другое мнение

 

Этот отрывок из Геморы -- одна из основ еврейской жизни в области отношений между талмидей хахамим (учеными Торы). Он очень важен и говорит о том, как нужно вести себя, когда кто-то поступает в соответствии с другим обычаем или в соответствии с постановлением своего раввина, не совпадающим с алахическим решением, которому следуешь ты. Тосафот в нескольких местах Талмуда упоминают этот отрывок, чтобы объяснить: если другой еврей принял постановление раввина, отличное от того, которого придерживаешься ты, тебе запрещено говорить ему, чтобы он вел себя иначе. (Об этом сказано в трактате "Шабат"…., "Бава Кама"…., "Санэдрин"….)
Так поступали самые великие мудрецы и праведники еврейского народа. Даже когда их алахическое мнение было прямо противоположно решению другого раввина, они не считали его единственно правильным.
 

 

Боре при а-эц
(сотворивший плод дерева)

 

Великий знаток еврейского закона рав Шломо Залман Оэрбах, благословенна память праведника, в своей книге вопросов и ответов "Минхас Шломо" пишет:
-- Тот, кто хочет есть шоколад, должен говорить благословение "…боре при а-эц" (… сотворивший плод дерева), а не "…ше-а-коль нийе бидваро" (по слову которого существует все), так как шоколад делают из какао, а какао получают из плода какао, который растет на дереве.
Однажды, когда рав Шломо Залман, благословенна память праведника, угощал своих внуков шоколадом, один из них спросил у дедушки:
-- Какое благословение нужно сказать, перед тем как съесть шоколад?
-- Почему ты спрашиваешь? - удивился дедушка.
Мальчик сказал:
-- Я спрашиваю, так как ты пишешь в своей книге, что, перед тем как съесть шоколад, нужно говорить благословение "…боре при а-эц".
Рав Шломо Залман сказал ему:
-- Иди и спроси у бабушки.
Когда внук вернулся к дедушке, он сообщил, что бабушка велела говорить благословение "… ше-а-коль …".
Сказал рав Шломо Залман:
-- Ну, тогда скажи "…ше-а-коль…".

"… ше-а-коль нийе бидваро"

Эта история демонстрирует истинное величие мудреца Торы. Рав Оэрбах, тщательно изучивший законы благословений, установил, что перед тем как съесть шоколад, нужно сказать именно благословение "…боре при а-эц", а не "…ше-а-коль…". Но бабушка велит внуку говорить благословение "…ше-а-коль…", и рав Оэрбах рекомендует мальчику поступать так, как сказала бабушка. Рав Шломо Залман знал, что большинство евреев придерживаются закона, в соответствии с которым на шоколад нужно говорить благословение "…ше-а-коль…", и его жена делает так.
Эта история говорит больше, чем тысячи слов. И если прочитавшие ее смогут поступать подобно раву Оэрбаху, еврейский мир будет выглядеть по-другому.

"Мир Торы"


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре