Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Шмот

Содержание раздела

Кончиной Йосефа завершилась эпоха праотцев. Книга Шмот (Исход) рассказывает о формировании еврейского народа из потомков Яакова. В начале этого раздела говорится о том, как Фараон закабаляет евреев, боясь их быстрого численного роста. Рождаемость остается высокой, и Фараон призывает повитухам убивать новорожденных еврейских мальчиков.

В это время у Амрама и Йохевед из колена Леви рождается Моше, будущий вождь, законоучитель и пророк. Стремясь спасти младенца от неминуемой гибели, мать кладет его в обмазанную смолой корзину и пускает по течению Нила. Ребенка находит дочь Фараона. Она усыновляет его, хотя знает, что он — еврей. По инициативе Мирьям, сестры Моше, его кормилицей становится Йохевед.

Проходят годы. Однажды молодой египетский принц Моше увидел, как египтянин жестоко бьет еврея. Он убивает египтянина и, спасаясь от возмездия, бежит в страну Мидьян. Там он выручает из беды Ципору, дочь местного священника Итро, и женится на ней.

У «горящего, но не сгорающего куста» Б-г открывается Моше и поручает ему вывести евреев из Египта в Эрец Исраэль. Моше возражает: евреи не поверят, что он — посланник Всевышнего. Тогда Б-г укрепляет репутацию пророка тремя чудесами: посох, который держит Моше, превращается в змею, на его здоровой руке возникает проказа и вода становится кровью. Моше продолжает упрямиться: он жалуется на свой речевой дефект. Тогда Б-г назначает брата Моше Аарона его «пресс-секретарем». Братья встречаются в Египте и идут к Фараону, чтобы от имени Б-га потребовать: «Отпусти народ Мой!» Фараон категорически отказывается выполнить это требование, отвергает Б-га и ужесточает эксплуатацию еврейских рабов. Те обвиняют Моше в авантюризме и безответственности. Пророк в отчаянии, но Б-г заверяет его, что процесс освобождения только начинается — Фараон непременно отпустит евреев.

Цена праведности

«И умер Йосеф ста десяти лет (от роду)…», — сказано в последнем стихе книги Берешит. А всего через пять стихов в самом начале Шмот мы читаем: «И умер Йосеф и его братья…»(1:6).

Комментируя эту фразу (слово «умер» в единственном числе; вначале упоминается Йосеф и лишь затем братья), мудрецы Талмуда в трактате Брахот поясняют, что Йосеф умер раньше всех братьев из-за своего зазнайства, высокомерия.

Неужели, Йосеф-праведник высокомерен?! Скорее, наоборот. Когда читаешь три последних раздела книги Берешит, невольно обращаешь внимание на его непоказную скромность. Во всех сценах с братьями он не только не важничает, не подчеркивает свою безраздельную власть, а наоборот, как будто пытается затушевать, принизить свое превосходство и при всяком случае оказывает почести старшим братьям, беженцам из голодающего Кнаана. Мидраш Шмот раба, в комментарии на стих «А Йосеф был в Египте» (1:5), прямо говорит, что Йосеф был всегда одинаково скромным, как в начале своего пребывания в Египте на положении раба, так и став правителем империи. Внешние обстоятельства не меняли его внутренней сущности, его изначальной праведности.

Так в чем же дело? Откуда взялось «высокомерие»? Автор книги Тора тмима со ссылкой на Пиркей де-раби Элиэзер дал такое объяснение. Когда братья рассказывали неузнанному ими Йосефу о своих семейных обстоятельствах, они десять раз в общей сложности называли Яакова «наш отец, раб твой», точнее, пять раз называли и пять раз их слова повторял переводчик. Не желая выдавать себя и свое знание иврита, Йосеф молчал, допускал публичное унижение своего отца. (Впрочем, что он мог сделать? Ведь спектакль надо было играть до конца.) В результате за каждое «раб твой» ему было убавлено по одному году: Йосефу было отмерено 120 лет жизни, как Моше-рабейну; минус десять — получается 110 лет.

И это называется «высокомерием»? Да, применительно с Йосефу-праведнику. Большому кораблю — большое плавание. С большого человека и спрос по большому счету.

И еще один урок этого эпизода: мы отвечаем не только за то, что говорим, но и за то, что слышим.

«Евреи, евреи, кругом одни евреи»

«И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа. И сказал он народу: “Вот, народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте перехитрим его, а не то умножится он и, случись война, присоединится и он к врагам нашим, и будет воевать против нас, и уйдет из страны”» (1:8-10).

Перед нами классический манифест антисемита, полный лживых и противоречивых обвинений. Во-первых, как можно «не знать» Йосефа, который целых 80 лет правил Египтом и не только спас страну от голода, но и сказочно обогатил царскую казну. Такова печальная судьба всех «придворных евреев»: их используют, а потом о них «забывают» — в лучшем для них случае.

Что касается обращения Фараона к своему народу, то здесь полный букет знакомых нам с детства обвинений. От абсурда («многочисленнее и сильнее, чем мы») до параноидального страха перед еврейским засильем («а не то умножится он»). С одной стороны, Фараон ставит на евреев клеймо «пятой колонны», а с другой, не хочет отпускать их из страны. Та же «логика» определяла и политику советских властей в отношении «граждан еврейской национальности».

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше