Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: цдака важнее всех жертвоприношений вместе взятых.»Талмуд, трактат «Сукка», 49б
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Шмот

Содержание раздела

Кончиной Йосефа завершилась эпоха праотцев. Книга Шмот (Исход) рассказывает о формировании еврейского народа из потомков Яакова. В начале этого раздела говорится о том, как Фараон закабаляет евреев, боясь их быстрого численного роста. Рождаемость остается высокой, и Фараон призывает повитухам убивать новорожденных еврейских мальчиков.

В это время у Амрама и Йохевед из колена Леви рождается Моше, будущий вождь, законоучитель и пророк. Стремясь спасти младенца от неминуемой гибели, мать кладет его в обмазанную смолой корзину и пускает по течению Нила. Ребенка находит дочь Фараона. Она усыновляет его, хотя знает, что он — еврей. По инициативе Мирьям, сестры Моше, его кормилицей становится Йохевед.

Проходят годы. Однажды молодой египетский принц Моше увидел, как египтянин жестоко бьет еврея. Он убивает египтянина и, спасаясь от возмездия, бежит в страну Мидьян. Там он выручает из беды Ципору, дочь местного священника Итро, и женится на ней.

У «горящего, но не сгорающего куста» Б-г открывается Моше и поручает ему вывести евреев из Египта в Эрец Исраэль. Моше возражает: евреи не поверят, что он — посланник Всевышнего. Тогда Б-г укрепляет репутацию пророка тремя чудесами: посох, который держит Моше, превращается в змею, на его здоровой руке возникает проказа и вода становится кровью. Моше продолжает упрямиться: он жалуется на свой речевой дефект. Тогда Б-г назначает брата Моше Аарона его «пресс-секретарем». Братья встречаются в Египте и идут к Фараону, чтобы от имени Б-га потребовать: «Отпусти народ Мой!» Фараон категорически отказывается выполнить это требование, отвергает Б-га и ужесточает эксплуатацию еврейских рабов. Те обвиняют Моше в авантюризме и безответственности. Пророк в отчаянии, но Б-г заверяет его, что процесс освобождения только начинается — Фараон непременно отпустит евреев.

Цена праведности

«И умер Йосеф ста десяти лет (от роду)…», — сказано в последнем стихе книги Берешит. А всего через пять стихов в самом начале Шмот мы читаем: «И умер Йосеф и его братья…»(1:6).

Комментируя эту фразу (слово «умер» в единственном числе; вначале упоминается Йосеф и лишь затем братья), мудрецы Талмуда в трактате Брахот поясняют, что Йосеф умер раньше всех братьев из-за своего зазнайства, высокомерия.

Неужели, Йосеф-праведник высокомерен?! Скорее, наоборот. Когда читаешь три последних раздела книги Берешит, невольно обращаешь внимание на его непоказную скромность. Во всех сценах с братьями он не только не важничает, не подчеркивает свою безраздельную власть, а наоборот, как будто пытается затушевать, принизить свое превосходство и при всяком случае оказывает почести старшим братьям, беженцам из голодающего Кнаана. Мидраш Шмот раба, в комментарии на стих «А Йосеф был в Египте» (1:5), прямо говорит, что Йосеф был всегда одинаково скромным, как в начале своего пребывания в Египте на положении раба, так и став правителем империи. Внешние обстоятельства не меняли его внутренней сущности, его изначальной праведности.

Так в чем же дело? Откуда взялось «высокомерие»? Автор книги Тора тмима со ссылкой на Пиркей де-раби Элиэзер дал такое объяснение. Когда братья рассказывали неузнанному ими Йосефу о своих семейных обстоятельствах, они десять раз в общей сложности называли Яакова «наш отец, раб твой», точнее, пять раз называли и пять раз их слова повторял переводчик. Не желая выдавать себя и свое знание иврита, Йосеф молчал, допускал публичное унижение своего отца. (Впрочем, что он мог сделать? Ведь спектакль надо было играть до конца.) В результате за каждое «раб твой» ему было убавлено по одному году: Йосефу было отмерено 120 лет жизни, как Моше-рабейну; минус десять — получается 110 лет.

И это называется «высокомерием»? Да, применительно с Йосефу-праведнику. Большому кораблю — большое плавание. С большого человека и спрос по большому счету.

И еще один урок этого эпизода: мы отвечаем не только за то, что говорим, но и за то, что слышим.

«Евреи, евреи, кругом одни евреи»

«И восстал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа. И сказал он народу: “Вот, народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте перехитрим его, а не то умножится он и, случись война, присоединится и он к врагам нашим, и будет воевать против нас, и уйдет из страны”» (1:8-10).

Перед нами классический манифест антисемита, полный лживых и противоречивых обвинений. Во-первых, как можно «не знать» Йосефа, который целых 80 лет правил Египтом и не только спас страну от голода, но и сказочно обогатил царскую казну. Такова печальная судьба всех «придворных евреев»: их используют, а потом о них «забывают» — в лучшем для них случае.

Что касается обращения Фараона к своему народу, то здесь полный букет знакомых нам с детства обвинений. От абсурда («многочисленнее и сильнее, чем мы») до параноидального страха перед еврейским засильем («а не то умножится он»). С одной стороны, Фараон ставит на евреев клеймо «пятой колонны», а с другой, не хочет отпускать их из страны. Та же «логика» определяла и политику советских властей в отношении «граждан еврейской национальности».

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Алия — переезд в Землю Израиля. Буквально переводится как «подъем», от корня «лаалот» – «поднимать». Конечно, в первую очередь подразумевается подъем духовный. Так как Земля Израиля – особое место, пребывание в ее границах способствует духовному подъему человека при соблюдении определенных условий. Но если условия не соблюдаются, алия вместо подъема может привести к обратному результату. Читать дальше

Раби Хаим бар Моше Ибн Атар (Ор аХаим)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб...

От внучки и дочери 2

Журнал «Мир Торы»

Одной из немногих советских еврейских семей, не боявшихся вести религиозный образ жизни, была семья р. Ицхака и Гиты-Леи Зильберов. Их дочь делится воспоминаниями об уловках, которые приходилось предпринимать для того, чтобы остаться евреями, верными Творцу.

Раби Хаим бар Авраам-Йосеф Крайзвирт

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Машгиах расположенной в Бней-Браке ешивы Поневеж, выдающийся мыслитель и педагог р. Элияу Деслер (Михтав миЭлияу) был настолько поражен личностью р. Крайзвирта, что немедленно написал восторженное письмо своим друзьям в Англии: «Я нашел здесь молодого гения, который занимается в колеле в Петах-Тикве. Он обладает совершенными познаниями в обоих Талмудах и является глубочайшим аналитиком как в области алахи , так и в области агады. В нашем поколении я не видел никого, подобного ему» (там же)

Сар-Шалом бар Ицхак Шараби

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Великий каббалист долгое время скрывал свои знания от окружающих. Впоследствии он стал автором молитвенника, которым до сих пор пользуются знатоки тайного учения.