Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нет места малодушию и отчаянию в этом мире. Продолжение книги об учении Мусар Слободка

[1] «И никогда не слышали, не внимали, глаз не видел Б-га, кроме Тебя, содеявшего такое для ожидающего Его» (Йешаягу 64:3).

Подними глаза и посмотри на то, что перед тобой. Внимательно присмотрись и глубоко исследуй — и тогда поймешь, как сильно ты заблуждался всю свою жизнь, полагая, что постигаешь истинную реальность. Твои глаза, широко раскрытые с самого рождения, в действительности слепы и не различают истины. Это — глаза плоти, а потому они и видят лишь материальное. А «плоть» — растительность, земля… — это не более чем одеяния реальности. Сущность же реальности — это мышление, сокрытое во всем, в большом и малом… И если ты захочешь узреть истину — обратись к разуму, а не к телесным чувствам, и тогда, быть может, она откроется тебе.

А теперь присмотрись еще раз, взгляни на то, что перед тобой!

Велика эта тайна, и направь свое сердце к ее разгадке. Но даже если ты удостоишься раскрыть своим разумом все секреты этого мира и твое постижение достигнет Небес, а понимание вознесется к звездам и созвездиям, и все они со всеми их чудесами и тайнами будут раскрыты перед тобой, будто находятся на расстоянии вытянутой руки, и даже если твоя сила позволит тебе обрести полную власть над всем этим огромным миром, — то и тогда, знаешь ли ты, кем будешь в глазах Г-спода, Источника мудрости и истины? — Ты будешь для Него таким же как сейчас, когда ничего обо всем этом не знаешь, и к тебе будет относиться изречение: «Суета сует, все суета…»[2]

Сказали наши мудрецы: «Все, что сотворено в Шесть дней Творения, — суета!» Задумайся над этим: все, что сотворено… Неужели такое возможно? Если все Творение со всей его великой и непостижимой мудростью — всего лишь «суета», — что же тогда «истинное существование»? От этой мысли бросает в дрожь!

Но если мы обратимся к элементарной правде, известной нам с давних времен, то хотя и не постигнем ее глубинной сути, все же узнаем нечто чрезвычайно важное. Давайте по-новому поймем высказывание мудрецов Талмуда: «Этот мир — преддверие к Грядущему миру»[3]. Но что такое этот мир? — Ведь он — неиссякаемая сокровищница мудрости и сил, сотворенных и вложенных во все творения, а самые великие мудрость и сила были дарованы разуму человека. Но что пользы во всем этом Б-жественном кладе, если он не становится средством для обретения человеком постижения? В конце повествования о сотворении мира в Торе сказано: «…который сотворил Б-г, чтобы делать»[4]. И наши мудрецы объяснили: все было создано для действия человека…

И каким будет результат этого созидания, которое мы осуществим своим разумом, усовершенствуем своими делами, и о чем будем свидетельствовать всяким движением каждое мгновение? Плод усилий разума человека — это Грядущий мир, ожидающий каждого благодаря его постижениям и деяниям: «И никогда не слышали, не внимали, глаз не видел Б-га, кроме Тебя, содеявшего такое для ожидающего Его»[5].

И потому: «Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь в Грядущем мире; и лучше час покоя в Грядущем мире, чем вся жизнь в этом мире»[6]. Ибо в этом мире человек движется к цели мироздания с помощью разума, которым одарил его Г-сподь… И ради одного этого часа сотворен весь мир.

Так и получается, что все несущественно, кроме постижения истинной реальности, к которой человек приходит сам, собственными усилиями! Признай простую истину: вся жизнь в этом нижнем мире — это лишь стук в дверь стоящего в прихожей в ожидании, чтобы ему отворили парадный зал, и он мог войти. Имеет ли этот стук сам по себе какую-либо значимость? И неужели, войдя в парадный зал, человек будет вспоминать о том, как прежде стучал в дверь?! И даже если вся мудрость мира будет зависеть от этого стука, неужели он сравним с бесценной наградой, которую человек найдет в тронном зале Грядущего мира? Ведь, если посмотреть глубже, этот стук отделял его от парадного зала, и как счастлив был бы человек, если бы ему удалось войти в мир, которого «ничей глаз не видел», без необходимости вначале стучать в запертую дверь семьдесят или восемьдесят лет! Но никто не может обрести долю в Грядущем мире, кроме творения, избравшего добро и стремящегося к нему трудом своей души в этом мире, имя которому — «человек»! И добро, к которому стремятся люди, — это и есть сущность всей реальности, а все остальное — не более чем тень… Близкая к стороне добра действительность, которую человек может постичь, — это всего лишь тень добра, тень реальности — бледная тень, которую мы — люди последних поколений — считаем существенной.

И теперь, после всех этих слов, присмотрись еще раз, взгляни на то, что перед тобой! Что ты видишь, сын человеческий? Миллионы людей в этом мире заняты все дни и ночи напролет поиском фальшивых ценностей мира, далеких от истинного совершенства. Они, как неразумные дети, играют с бледной тенью, ощупывают ее, наслаждаются ею и радуются своему уделу, желая еще больше слиться с ней, и испытывают тяжкие страдания, если им чего-то недостанет. Они думают, что нашли реальность и обрели то, что сотворил Г-сподь, потому что если их «я» здесь — все здесь, и больше с их точки зрения ничего не существует!

Они наслаждаются сами и передают свой ущербный жизненный опыт потомкам, и так продолжается из поколения в поколение. Эти пустые наслаждения вместе с искаженными воззрениями укореняются все глубже и глубже, увеличивая хаос и суету. Малые дети, играющие с тенью, изо дня в день растут и возможно когда-нибудь осознают свою ошибку, отдалятся от ничего не стоящих теней и обратятся к истинной реальности. А великовозрастные младенцы, чей духовный мир остается неразвитым, даже когда их тело уже полностью оформилось, чем дольше проживут на земле — тем больше будут заблуждаться, играя с тенями, и отдаляться от разума, который и есть истинная реальность, отбрасывающая все эти тени. Но они обратили к ней затылки и никогда не пытались повернуться лицом, увидеть то, что порождает все тени, которым они так радуются. Ведь они всю жизнь бежали вслед за тенями: «…шли за суетой — и суетой пропитались»[7]. Они променяли всю свою способность понимать и чувствовать на ничтожное, на ложные формы, скрывающие и искажающие истину. В самой слабой и бледной тени, столь далекой от сущности мироздания, миллионы людей видят источник радости, поскольку эта мимолетная тень и есть в их глазах то, что в полной мере «существует», и в ней они рассчитывают найти все наслаждения и удовольствия.

А отсюда ты можешь сделать вывод: если все эти удовольствия может дать людям блеклая тень, то каким же неописуемым наслаждением способна одарить их истинная реальность — основа Грядущего мира! А что ее составляет? Единственное надежное постижение разума, к которому человек пришел по-настоящему, уверенно и без сомнений, и в соответствии с которым должен жить.

Нет места малодушию и отчаянию в этом мире! Наоборот, чем больше ты встречаешь приниженных людей, погруженных в самые мерзкие и отвратительные занятия, — тем увереннее тебе нужно перепоясаться мощью разума, наполненного знанием Торы, и самоотверженно стремиться к цели, которой ты можешь достичь своими усилиями. Измени свою природу действием и мыслью, заложи в себе фундамент верного осознания, и ты не пошатнешься. Ты достигнешь истинной реальности, и сколь велико будет твое счастье!

Если столько света заключено даже в едва заметной тени — как же велико сияние сокрытого света!


[1] Это выступление Сабы из Слободки, изданное в журнале Йешурун, записал рав Авраам Элиягу Каплан, благословенной памяти, глава Бейт Мидраша для раввинов в Берлине.

[2] Коэлет 1:2.

[3] Авот 4:16.

[4] Берешит 2:3.

[5] Йешаягу 64:3.

[6] Авот 4:17.

[7] Ирмеягу 2:5.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»