Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
За «материальную» пользу от заповеди, которую получает ближний в этом мире, удостаивается сотворивший её, вкушать плоды её в материальном мире, но основная награда, как мы сказали выше, дается за вечную ценность заповеди

Заповеди между человеком и его ближним

«Вот дела, плоды которых вкушает человек в этом мире, но основа их — ждёт его в будущем мире. Почитание отца и матери, творение добра, миротворчество между человеком и ближним, а изучение Торы — равно им всем» (Мишна, Пеа 1).

Наши мудрецы добавили условие, чтобы удостоиться этих двух столов:

«Потому что не ест человек с двух столов, но любо в этом мире, либо в будущем мире. И если есть человек в Израиле, родившийся под хорошим знаком, чтобы жить в этом мире и познает Творца своего всем сердцем своим и пойдёт в непорочности своей и в скромности своей, и не поступает высокомерно к ближнему своему и не говорит в сердце своем: я больше, чем тот или этот, и не отвечает беднякам свысока, и не проклинает простолюдина, и дает из богатства своего милостыню бедняку и богатым оказывает милость, одалживая им — и ежечасно возносит мысль свою к Творцу говоря в скромности и нищете духа: что есть я, что есть доброта моя и что есть праведность моя перед Творцом моим?.. Такой человек — вкушает плоды в этом мире, основная же часть — ждёт его в будущем мире» (Мидраш Отийот де-рабби Акива, А-шалем 1).

«Возносит мысль свою к Творцу» — т.е. исполняет эти заповеди, между человеком и ближним потому что так заповедал ему Творец: «И те вещи, которые творит человек, и вкушает плоды их в этом мире, а основная часть ждет его в будущем мире, как мы учили в Мишне (Пеа 1) — это те вещи, в которых есть как исполнение заповеди, так и польза другим, не как цицит и тфилин и подобное, которое касается только человека, и потому вкушает он плоды в этом мире в соответствии с материальной пользой которую получают другие, от того, как он поступает с ними, основная же часть — ждёт его в будущем мире, поскольку он совершает это — в силу заповеди Торы, без того, чтобы думать о пользе для себя. И по этой причине автор Мишны выбрал длинную формулировку: “Вот вещи, которые делает человек и вкушает плоды их…”, а ведь было бы достаточно сказать: “вот вещи, плоды которых ест человек”, но это чтобы сообщить нам, что даже если может показаться, что главный смысл исполнениях этих заповедей в том, что в них есть польза для других

И это вещь материальная. Тем не менее, кто совершает их потому что так заповедано в Торе основная часть награды ждёт его в будущем мире. И поэтому пишет тана: “Которые творит человек”» (Мабит, там). И это согласно написанному в Гемаре Кидушин 40а

За «материальную» пользу от заповеди, которую получает ближний в этом мире, удостаивается сотворивший её, вкушать плоды её в материальном мире, но основная награда, как мы сказали выше, дается за вечную ценность заповеди, при условии абсолютной предназначенности действия для исполнения лишь воли Творца.

В свете этих слов — можно понять то, о чём пишет Рамбам о награде для бней Ноах, за исполнение их заповедей: «Тот, кто принимает на себя семь заповедей, и тщательно соблюдает их, принадлежит к праведникам народов мира. И есть у него доля в будущем мире. Но это при условии, что он принимает их и исполняет их поскольку так повелел Бог в Торе и сообщил нам через Моше-рабейну, что сыновья Ноаха издревле получили эти заповеди. Однако если он исполнял их, так как считал это правильным по собственному разумению — тогда он не является гер тошав и не является праведником народов мира и не (по другим книгам: но) является мудрецом» (Законы о царях 8:1).

Наказание в этом мире

Вышеприведённые слова Рамбама касаются блага праведника и беды злодея в этом мире. Однако даже то, что мы зачастую видим обратное — беды праведника и благо злодея в этом мире, просто и понятно, что это так же относится к приготовлению к основной части награды или наказания в будущем мире, как мы приведем далее.

Как известно, праведник получает наказание за свои немногие грехи в этом мире, поскольку сущность его причастна будущему миру. У злодея же наоборот: «Сказал рабби Элиазар бар рабби Цадок: чему подобны праведники в этом мире? Дереву, которое стоит в чистом месте, а крона его — склоняется к нечистому месту, если отрезать крону его, всё дерево окажется в чистом месте, так и Святой, благословен Он, подвергает страданию праведников в этом мире, чтобы они унаследовали будущий мир, как сказано Йов 8:7 “И будет начало твое — страдание, а конец твой —возвеличится весьма”. Чему подобны злодеи в этом мире? Дереву, которое стоит полностью в нечистом месте, но лишь крона его — склоняется к чистому месту. Когда будет отрезана крона его — будет полностью стоять в нечистом месте. Так и Святой, благословен Он, дает злодеям блага в этом мире, чтобы изгнать их и низвести на низшую ступень, как сказано Мишлей 14:12 “Есть путь, который кажется человеку прямым, конец же его — путь к смерти”» (Кидушин 40б).

«И так же есть наказание за грехи в этом мире, если совершаются они по ошибке или по наущению злого начала, поскольку возбудила их материальная вещь, наказание за них материально, и таковы праведники, у которых есть немного грехов из числа тех, что практически невозможно человеку из плоти избежать, поскольку большая часть дел их хороша, это говорит о том, что те немногие грехи, которые они совершают, делаются по ошибке или по невнимательности. Поэтому наказание за них — в этом мире, как сказали мудрецы, что Господь требователен к своим благочестивым на толщину волоска, как сказано Теилим 53 “И вокруг Него — сильная буря (נשערה/нисъара/созвучно слову сэара שערהволос)”» (Мабит, там).

И таково руководство над народом Израиля: «О чём сказано (Ошеа 7:15): Я же истязал их, чтобы укрепить мышцу их, а они думают обо Мне злое», сказал Святой, благословен Он: Я сказал им — подвергну их истязаниям в этом мире, чтобы укрепились.

Мышца их в будущем мире. А они думают обо Мне плохо… Сказано: «Только вас познал Я из всех племен земных, потому и взыщу с вас за все грехи ваши» — тот, кого есть гнев — выплескивает его на своего возлюбленного… Сказал им: расскажу вам притчу, на что это похоже? На человека, который взыскивает свой долг с двух должников, один любит его, а другой ненавидит его. С того, кто любит его — взыскивает малыми частями, а с того, кто ненавидит его — взыскивает всё сразу» (Авода Зара 4а).

Так же и с каждым в отдельности, как сказали мудрецы: «Любезны страдания, ибо так же, как жертвы искупают, так же и страдания искупают» (Мехильта, конец главы Итро). Потому и сказали мудрецы: «Обязан человек благословлять за беду, так же, как благословляет за благо, как сказано: “Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем своим и т.д.” — всем сердцем твоим — двумя началами твоими: добрым началом и злым началом, всей душою твоею — даже когда забирает Он душу твою, всей крепостью твоею — всем имуществом твоим. Другое толкование: всей крепостию (меод, созвучно слову мида (мера) модед (отмеряет) и моде (благодари)) твоею — за всякую меру, которой Он отмеряет тебе, благодари Его» (Брахот 54а).

Целью страданий является поднять человека, не дать ему утонуть в наслаждениях этого мира и в надеждах его, направить его к достижению будущего мира, и это известно.

«И знай, и разумей, что таково поучение Всевышнего для блага человека. Ибо если согрешит перед Ним человек и станет делать злое в глазах Его, то поучает его Бог страданиями в двух целях. Первая — искупить проступки его и снять грех его, как сказано (Теилим 25:18) “Узри нищету мою, и страдание моё, и прости весь грех мой” и через болезни тела, которые нанес ему Бог — излечатся болезни души, ибо грех — есть болезнь души, как сказано (Теилим, 41:5), вторая цель — напомнить ему и отвратить его от злых путей, как написано (Цфанья 3:7) “Но устрашись Меня, и прими поучение Моё”, если же не принял поучение и не склонился перед лицом увещевания и не отсек крайнюю плоть сердца своего — увы ему и горе душе его, ибо претерпел страдание и понес грех свой, но не простился грех его, но лишь удвоилась кара его» (Шаарей тшува, 2:3).

Вещи эти известные и простые, и не будем много говорить о них.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»