Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Открытия в Торе, представляющие собственное понимание автора

Открытия и устрожения

1. Вершиной достижений в изучении Торы, после того, как человек знает и помнит весь материал, который от него требуется знать, является погружение в глубь темы до такой степени, чтобы выработать собственное понимание изучаемого вопроса. Это и называется «хидуш»[9]— открытие в Торе.

2. Хидуш необязательно должен быть уникален по своей сути, однако необходимо чтобы он представлял собой собственное понимание автора, к которому тот стремился прийти в процессе интенсивного умственного труда.

3. Как только человек достиг такого понимания, ему следует жить в согласии с ним, даже если основное алахическое мнение не такое строгое[10]. Собственный взгляд на конкретную тему позволяет принимать и менее строгие алахические решения, при условии, что соблюдаются правила принятия таких решений («клалей ораа»)[11].

4. Естественно, почти всегда можно найти авторитетов-ахароним, которые изучили тему и пришли к точно тем же выводам. Поэтому, если понимаемый человеком «пшат» (простой смысл) темы не удается найти ни у кого из законоучителей, это означает, что данная тема не была изучена как следует.

Примеры:

Реувен многократно изучил определенную тему в «Хошен Мишпат» и пришёл к выводу, что наиболее подходящим решением является предложенное автором «Нетивот». А согласно «Нетивот», данный человек обязан заплатить деньги в пользу своего соседа, несмотря на то, что общепринятый закон не так строг. В данном случае человеку следует выплатить эту сумму в соответствии с заключением, к которому он пришел.

Шимон изучил тему «нееврейского варева» и пришел к решению менее строгому, чем то, которого придерживается общепринятый закон. Всесторонне рассмотрев данный вопрос, он утвердился во мнении, что его понимание вопроса истинно. Поскольку речь в данном случае идёт о запрете, установленном мудрецами, у Шимона, исходя из правил принятия алахических решений, есть возможность руководствоваться менее строгим подходом в случае форс-мажора («шаат а-дхак») или если более строгий подход повлечет за собой большие потери («эфсед меруба»).

Обучение в ешиве

В наше время ешива должна решать множество задач, и помощь учащемуся в достижении своих целей в заповеди изучения Торы — лишь одна из них. При этом важно понимать, что ответственность за то, чтобы эта задача была выполнена как следует, лежит непосредственно на самом учащемся, а не на каком-либо учреждении или системе. Помощь, которую оказывает ешива, заключается, главным образом, в том, что она передаёт метод изучения, подготавливая ученика к самостоятельному анализу Гемары, трудов ришоним и ахароним. Соответственно, выбирая ешиву, следует убедиться, что передача методологии изучения Торы является одной из главных целей, которые ставит перед собой данная ешива. Также следует помнить, что на приобретение навыков не отводится весь день — основная часть времени, в течение дня, должна быть посвящена такой учебе, которая позволила бы ученику исполнять обязанности, которые возложены на него алахой.

Практическое применение:

Один из «седеров» в ешиве должен быть посвящен углубленному изучению тем («бе-июн») и участию в уроке, который дает преподаватель, умеющий обучать навыкам «ламдута» (а не тот, кто просто приводит комментаторов и делится собственными открытиями). Целью этого «седера» является не запоминание информации, которую содержит данная тема, а выработка метода, который будет возможно использовать при самостоятельном изучении тем.

Что значит «знать всю Тору»?

До того, как текст Мишны был записан и стандартизирован, Устная Тора представляла собой алахические концепции и все многообразие вариантов их применения, объясняемое с помощью наиболее актуальных примеров. Разобравшись в сути той или иной концепции, ученик повторял ее всю оставшуюся жизнь, работая над тем, чтобы достигать все более ясного понимания.

Устную Тору не записывали сознательно. Но с тех пор, как в силу необходимости она все же была записана, предметом изучения стали не концепции, но тексты и примеры, которые позволяют нам понять те идеи, которые хотели передать мудрецы. Вместе с этим возросло количество интерпретаций данных идей, излагаемых в текстах с помощью примеров. В результате возникли неизбежные разногласия. И похоже, что теперь для выполнения заповеди «знать всю Тору» достаточно изучить и запомнить базовые законы, но не все расхождения и тонкие детали — хотя бы потому, что как следует выучить весь корпус алахи с учетом всех мнений, разногласий и тонкостей не под силу почти никому.

Практическое применение:

Например, при изучении темы «мукце» необязательно пытаться запомнить каждое мнение в Гемаре и трудах ришоним: необходимо помнить основные законы, и то как они применяются в конкретных случаях, а затем всю оставшуюся жизнь следует посвятить достижению все более ясного понимания данных законов. Но если человек «талмид хахам» (знаток Торы, дословно «мудрый ученик»), тогда он, в числе прочего, постарается запомнить различные мнения, в той степени, в которой это будет способствовать прояснению его понимания Торы.


[9] В предисловии к книге «Беер Шева» приводятся слова книги «Зоар» о том, что источники душ человеческих и само существование их происходят из корней духовности Торы. И поскольку многочисленны части Торы и ее аспекты, то души разделятся в соответствии с этими частями и аспектами, в зависимости от того, как они соединяются с Торой. И вследствие этого, уделом каждой души становятся те открытия («хидушим»), которых с Небес ей было позволено достичь, в соответствии с ее корнем в Торе.

[10] «Месилат Йешарим», гл.14: «Воздержание в законах означает постоянное устрожение в них [в случае сомнения или спора между авторитетными законодателями] согласно мнению [даже] единственного [устрожающего в законе] авторитета, спорящего со многими, когда его мнение выглядит резонным, даже если закон установлен не по его мнению, — если, конечно, такое устрожение не обернется облегчением в другом месте; и устрожать в случае сомнений, даже там, где есть основания облегчить в них».

[11] Предисловие Рама к «Торат хатат»: «Я хочу объяснить себя, чтобы тот, кто изучает вопрос глубоко, не подозревал меня. Я написал, что можно облегчить в случае большой потери, или, если человек очень беден, или если вещь очень важна, или ради Шабата. Но написал я это лишь там, где считал, что такова алаха в основе своей, а ахароним, благословенной памяти, [которые определили иначе], в этих вопросах устрожали. Поэтому я писал, что там, кому сложно устрожать, нужно восстановить эту вещь к изначальному закону ее. И мы находим у первых и у последних, что они делали так».

Из журнала Мир Торы


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»