Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Естественные слезы и вздохи, которые поневоле вырываются из наших уст в момент беды — это драгоценнейшие бриллианты и жемчужины

«И услышал Всевышний их стон»
«Шмот», 2

Что такое наака (стон)? Как сказано: «и услышал Всевышний их стон». Раши комментирует: их крик. По-видимому, слово наака по сути своей не означает молитву, а лишь тяжкий стон и крики из-за страданий, ведь написано не что они «стонали Всевышнему», а лишь, что Всевышний услышал их стон, то есть наака — это тяжкий стон и крик от горя, как человек, который кричит и стонет от непосильной работы или больших страданий. Даже, когда он находится в одиночестве, и ему не к кому взывать, он кричит оттого, что такова природа человека: тот, кому очень тяжело, кричит и стонет. В этом смысл сказанного у пророка Йехезкеля (30:24): «стенание умирающего перед Ним». Однако наши мудрецы, которые сказали нам, что это — одна из форм молитвы, открыли нам, что Всевышний услышал их стон именно потому, что они стонали, обращаясь таким образом к Всевышнему. Здесь нам открывается важный принцип в молитве и других видах служения Творцу: что, хотя наака — это естественная вещь и является лишь криком и стоном от боли, несмотря на это человек может направить ее так, чтобы он был обращен к Всевышнему. То есть, этот болезненный крик следует превратить в молитву и просьбу, как человек, который изливает свою боль и свое горе перед товарищем.

Мы видим, что Всевышний заложил в саму природу человека, что, когда ему больно, он кричит — даже против своей воли и желания, и практически не может удержаться от этого. И так же, как десятки тысяч свойств, которые Всевышний заложил в природу человека и других творений, чтобы оберегать их от ущерба, также он заложил и это свойство — кричать в момент беды, чтобы все, кто слышит этот крик, сжалились над ним, и бросились ему на помощь. Однако более глубоко понимание открывает нам, что на самом деле любой крик в мире — это крик-молитва. Ведь если кому-то чего-то не хватает, или ему больно, глубинная суть его крика — это тяга к Тому, Кому принадлежит счастье и покой, чтобы Он восполнил недостаток просящего. И несмотря на то, что кричащий не всегда знает, кто этот источник, и что он собой представляет, но по природе вещей, суть этого действия — это тяга к Источнику блага и совершенства — Творцу мира, благословен Он. Получается, что любой крик в мире по своей истинной сути является актом молитвы, и Всевышний заложил это в природу всех творений, чтобы спасать и исцелять их, ведь как только оно (творение) кричит — Он бросается ему на помощь, ведь по сути все крики направлены к Нему.

И действительно, наака является одним из форм молитвы потому, что в человеческих силах мысленно направить все эти стоны и крики прямо к Творцу, благословен Он. Прекрасным примером этому служит история, которую рассказывают о святом раве Борухе Бере Лейвовиче. Когда он был маленьким, однажды отец ударил его за какую-то детскую шалость. Еще продолжая плакать, мальчик встал, взял в руки сидур и начал молиться минху. Когда он закончил, отец спросил его: «Почему ты решил именно сейчас молиться минху?» — «Я все равно плачу, — ответил ребенок, — так хотя бы использую эти слезы для молитвы!» Если вдуматься, это просто замечательно! И прекрасно было бы всегда так вести себя: стараться, чтобы изо рта не вырывался крик просто так, ведь по правде говоря, жаль, что такая ценная вещь, как крик, выйдет впустую, а если человек «посылает» его Наверх, это самое лучшее!

Ведь на самом деле, все естественные слезы и вздохи, которые поневоле вырываются из наших уст в момент беды — это драгоценнейшие бриллианты и жемчужины, и как глупо терять эти чудесные драгоценности без пользы — например, дать слезам, которые ценнее золота, впитаться в землю, вместо того, 0чтобы поднять их Наверх, чтобы они раскрыли Небесные врата и привели изобилие и благословение и самому человеку, и всему миру, как сказано в трактате «Брахот» (32): «Несмотря на то, что врата молитвы закрылись, врата слез не закрылись». Поэтому, когда человек в горе, и у него поневоле вырываются крики и стоны, он должен направить эти крики, которые выходят сами собой, к Всевышнему, чтобы Он вытащил его из беды. Ведь поистине, все они — это не что иное, как тоска, страстное стремление и просьбы о спасении, направленные к Творцу.

Каждому разумному человеку следует постараться приучить себя к тому, что если с ним случается какое-то несчастье, или каждый раз, когда он слышит о каком-то больном или о какой-то катастрофе, или просто плохую новость, и его сердце содрогается в груди, и из уст вырывается вздох — немедленно направить это чувство на Небеса, в молитве и просьбе. Ведь очень жаль растрачивать попусту такие дорогие сокровища, как чувства горести и просьбы о благе, которые могли бы быть вставлены в корону Царя царей и украшать ее — как сказали мудрецы о молитвах сынов Израиля. Ведь мы всего лишь должны стараться направлять их в нужную сторону! Замечателен удел того, кто приучает себя к этому так, что это входит у него в привычку.

Примечание автора:

По правде говоря, эта идея работает во многих вариантах служения Творцу, ведь очень многие действия человек может, приложив немного мысли и душевного настроя, превратить из простых и естественных дел в великие и возвышенные деяния. Приведем пример: «мир держится на хеседе (благотворительности, милосердии)». Бо́льшая часть дел, которые люди делают, чтобы заработать себе на хлеб, на самом деле является хеседом. Один продает в своем магазине молоко и хлеб, другой шьет одежду, чтобы людям было, что носить. Поскольку они делают это только для заработка, в этом нет никакой заповеди, и все эти дела не имеют никакой духовной ценности. Однако, если человек вложит в свои действия немного мысли и душевного настроя, то есть, настроит себя, что на самом деле все, что он делает — это хесед и забота о других, а то, что он получает за свои действия деньги и зарабатывает — это лишь необходимость, чтобы его семье и его детям было на что жить, а по большому счету, все его желание — лишь помочь другим; если он будет радоваться, что ему так повезло, что он может давать хлеб и другие вкусные продукты своим соседям — любимым сыновьям Творца, то эта мысль и этот настрой превращают простые действия в замечательные деяния хеседа, полные внутреннего смысла, а не только необходимые самому человеку.

И есть здесь множество вариантов и возможностей, как душевный настрой может превратить пыль и камни в серебро и золото. «Услышит мудрец — и прибавит мудрости, а разумный приобретет смекалку» («Мишлей», 1).


Наш праотец Авраам дает нам хороший пример гостеприимства. Мудрецы говорят, что его шатер был открыт на четыре стороны — для каждого гостя. Мы расскажем о правилах и традициях, рекомендуемых тем, кто желает по-настоящему исполнить эту заповедь. Читать дальше

Книга «Зогар» — об «ушпизин» небесных и земных

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.

Штрихи к портрету Рэхи Штернбух. Первые шаги по спасению

Сара Шапиро,
из цикла «Как смогу я видеть бедствие...»

После аннексии Австрии еврейское меньшинство стало опасаться за свою жизнь. Единственной возможностью спастись стал путь в Швейцарию.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваера

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Вера и упование I, 13—15

Раби Авраам Йешаяу Карелиц Хазон Иш,
из цикла «Вера и упование (Эмуна увитахон)»

Известно, что мораль Торы приучает нас любить и жалеть преследуемого и сурово осуждать преследователя; и если это так, то сколь же велика и страшна опасность — быть среди тех, кто путает и подменяет преследователя преследуемым, а преследуемого преследователем!