Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Плач

Как правильно воспринимать детский плач и что нужно делать, если ребенок плачет?

Детский плач — это крайнее выражение досады, стресса, боли или страха. Ребенок не может сам справиться с плачем без помощи взрослых. Особенно это верно в отношении маленьких детей и младенцев. Плач — это инстинкт заложенный в человеке, помогающий ему избавиться от избытка эмоций, и сигнализирующий окружающим, что человек, в данном случае, ребенок нуждается в помощи.

Оглавление

Плач младенцев [↑]

Было установлено, что те младенцы, которые не получают должный уход и хорошее, требуемое им отношение, перестают плакать. Они просто лежат и пассивно ждут если кто-то обратит на них внимание. Отсутствие плача означает, что они потеряли веру в то, что мир будет достаточно милосерден к ним. Вырастая такие дети очень нелюдимы, замкнуты, не верят ни в кого, не верят, что их могут любить, не верят что между людьми возможны близкие отношения. Их собственный жизненный опыт опроверждает это. Та концепция отношения к ним, которую ребенок в младенческом возрасте усвоил на основании отношения к нему и будет сопровождать человека на протяжении всей его жизни, будет ключевым мотивом его отношений к людям, к жизни, к человечеству вообще и к себе самому.

Позитивное отношение к жизни [↑]

Дети, к которым, когда они были в младенческом возрасте относились с участием, успокаивали когда они плакали, утешали их, были чутки к проявлению их эмоций, потребностей, формируют позитивный жизненный опыт. Их опыт говорит о том, что между людьми существует внимание, участие, теплота и любовь. Им не нужно будет читать об этом в книгах, или слушать лекции, они видят мир в позитивном свете. Они верят, чувствуют и живут в мире, где между людьми существует близость, что отчаяние нуждается и может получить утешение.

Отношение к Б-гу [↑]

Раби из Коцка говорил, что мы может учиться у младенцев трем вещам. Младенец всегда в движении, он играет, двигает ручками и ножками, всегда весел, и последнее: если ему что-то надо, он плачет. Человек может использовать эти три урока полученные от младенца: жить в радости, тем самым выполняя важную заповедь, жить в действии, не быть ленивым зризим макдимим ба-мицвот, и плакать (в смысле молиться) Б-гу.
Молиться Б-гу в надежде, что Он поможет. Он всегда слышит, и человек молищийся Ему уповает на Его помощь.
Родители в отношении младенца выпонняют по отношению к нему роль Б-га. Они кормят его, заботятся о том, чтобы он был в тепле, чтобы он был в безопасности. Их отношение к нему формирует у младануа ощущение того, как к нему относится Б-г. Это ощущение проявится позже, когда он подрасте и сможет думать о Б-жественном. Дети уже в три-четыре года понимают то, что есть Б-г, который любит их, слышит их и заботится о них. Если родители не проявили остаточное учатие к ребенку, сочувствие к его плачу, и он не находил в них утешение — такому человеку будет сложно почувствовать и принять понятия любви Б-га и Его Блага по отношению к людям и к нему в частности. Получается, что у родителей по отношению к ребенку огромная роль не только в гуманном сфере, но и в сфере духовного формирования личности.

У младенцев есть достаточно причин для плача. Родители могут не понимать в чем дело и что ребенку не хватает, по сравнению с жизнью взрослого человека, младенец не так плохо устроился: он не должен платить ни за еду, ни за оставку, он не должен беспокоится о месте жительства или повышении платы за аренду, ему не нужно чувствовать себя значимым для кого-то, или выяснять отношения с родственниками или сослуживцами. Ему не ведомо потери дружбы, одиночество мамы после родов, раздражение папы по поводу неприбранной квартиры или подгоревшего ужина. Поэтому когда он плачет, родители думают: «ну что ему еще нужно?», «О нем и так заботятся, а вот кто бы позаботился обо мне?»
Взрослые меряют младенца по своим категориям, по ним — у него нет причин для плача и для любого выражения неудовольствия. Родители забывают насколько младенцы беспомощны. Они почти постоянно чувствуют боли от пищи, они не могут самостоятельно повернуться в кроватке и как-нибудь поменять положения тела. Есть еще много причин, которые для в категории младенца, а не взрослые люди, значительные причины для плача.

Причины для плача [↑]

  • Пищеварительная система младенцев еще несовершенна. Почти каждый прием пищи вызывает минимум неприятные, а максимум крайне болезненные ощущения. Стенки желудка и кишечника очень тонкие, и пузырьки воздуха попадаемые в молоко при сосания вызывают острую боль.
  • Практически единственный способ, который указывает болеутоляющее и успокаивающее действие — это сосание. Сосание — это инстинкт, которыйвызывает у младенца такие приятные ощущения, что он готов сосать все что угодно, лишь бы это правильно умещалось у него во рту.
  • Неудобное положение. Младенец не может поменять положение тела. Очень часто это причина плача, а не голод. Если он плачет во сне, его можно аккуратно поменять положение: повернуть на другой бок и немного погладить по спинке и он продолжит спать дальше.
  • Невозможность поменять положение влечет такие неприятности как отлежать руку или ногу. Бывает так, что малыш лежит на боку или на спине, или на животе и при этом его кура или нога находятся в неудобном для него положении, но из-за веса тела который выше чем сила мышц, он не может вытащить руку или ногу и поместить так, чтобы было удобно. Надо проверять, что он не лежит на руке, так что ему это положение стало болезненым.
  • Резкие звуки. Младенцы остро реагируют на звуки, привыяные для уха взрослых: радио у соседей, скрежет ветки по стеклу, поезд или визг шин за окном. могз взрослых просто фильтрует эти звуки, иначе бы наш мозг получал слишком много информации, которую он не должен обрабатывать, так она не представляет интереса или опасности для человека, находящегося в доме. Но мозг младенца не фильтрует никакую информацию входящую в него. Все пугает его, все представляет опасность.
  • Желание почувствовать человеческое тепло. Такая же потребность, как еда или сон.
  • Голод.
  • Холод.
  • Жара.
  • Неудобная поза или ставшее неудобным положение тела.
  • Слишком сильно затянутый памперс.
  • Натертость или раздражение, вызванное памперсом (в таком случае чаще менять и пользоваться защитным кремом и кремом от опрелостей).
  • Напряжение между людьми, находящимися в комнате, где он находится
  • Раздражение мамы или человека, который его держит на руках.
  • Мокрая одежда.
  • Громкий или резкий Шум.
  • Работа домашних приборов.

Устранение причин плача [↑]

  • Стараться чтобы ребенок спал в самой тихой комнате квартиры.
  • Закрывать дверь комнаты, в которой он спит.
  • Стараться не включать бытовые приборы во время его сна или близко ко времени когда он заснул.
  • Если он плачет, аккуратно менять его положение и немного ждать когда он снова заснет.
  • Раздраженный человек лучше чтобы не брал его на руки, если рядом есть кто-то спокойный.
  • Не выяснять отношение в комнате в которой находится, спит ребенок.
  • Проверять чтобы в комнате была постоянная температура 20-22 гр.
  • Гулять с ребенком минимум полчаса в день.
  • Приучить его к соске (можно отучить в возрасте года).
  • Брать его на руки, если он плачет, даже если ясно, что он не голоден.
  • Освоить простой массажа для младенцев (очень помогает от болей коликов, от газов).
  • Освоить дополнительные способы как держать ребенка на руках так, чтобы тепло руки взрослого успокоительно действовало на желудок малыша.
  • Не подбрасывать малыша, не подкидывать его в воздух ни в коем случае.
  • Не бояться держать на руках. Он от этого не избалуется! Этот стереотип, не подтвержден практикой.Напротив, дети который впитали в себя тепло касаний рук, тела, массаж, ласки менее капризны, менее нервные, спят дольше и спокойнее.
  • Не вполне сформированная нервная система, и отсюда повышенная возбудимость и частый, долгий, выматывающий плач. Не раздражаться на плач, он утихнет в возрасте 2-4 месяцев. Держать на руках и для того, чтобы не выбиться из сил, воспользоваться час или два часа в день услугами бебиситера.

Дополнительные действия [↑]

Когда ребенок просыпается с плачем, его надо погладить по спинке, или поменять ему положение тела.

Ребенок начинает жадно сосать если предложить ему грудь или бутылку не потому что он голоден, а потому что он успокаивается, когда сосет. Проблема в том, что молоко или молочная смесь, которее он получает в результате сосания, причиняет ему боль… и так уже плач был ответ на боль от еды, а тут еще еда….

Со временем мамы учатся различать плач голода от плача от боли. Но на это уходит время. Иногда столько времени, что ребенок уже учится говорить…

Плач возраста года-два [↑]

Плач в возрасте год и два в основном происходит из-за глубокой досады ребенка из-за неумения выразить себя, объяснить что он хочет и из-за неумения родителя понять его и также из-за недостатка терпения родителей, потому что ребенку сложно объяснить себя, или чаще даже если он как-то дал понять чего хочет, родители абстрагируются от его просьб или попыток объяснить себя, потому что так, казалось, проще…
Проблема в том, что ребенок в этом возрасте умеет добиваться своего и обладает известной доли упорства. Поэтому как правило бывает, что он выражает желание или потребность, но родители не торопятся выполнять, тогда ребенок просит еще раз и еще, но родители либо заняты чем-то другим, либо по какой-то причине не выполняют его просьбу. Тогда ребенок начинает хныкать, потом плакать, потом орать «благим матом». Тогда родители, которые уже разозлились на этот крик, выпонняют его просьбу, «только чтобы уже замолчал».
Раза два это проходит по этому сценарию, иу ребенка закрепляется эта модель: «чтобы выполнили твою просьбу начни орать, тогда родители начнут шевелиться».
Для того, чтобы разрушить этот стандарт поведения, нужно стараться выполнить просьбу ребенка, если в ней нет ничего запретного, и не тянуть. Потому что маленькие дети обладают врожденным упорством, с которым не тягаться родительской лени, и они в конце концов сдадутся, но жаль, что это будет уже «под нажимом» и с криком…
Если просьюа ребенка не выполнима или запретна, не стоит тратить время и объяснять малышу все моральные или этические проблемы связанные с его желанием, а также техническую сторону дела. Ребенок этого не поймет, а в результате разразится ревом, а родители будут пребывать в глубокой досаде или злости.
Самое действенное в этом возрасте — это отвлчь ребенка, так как концентрация внимания еще поверхностна, гибка и легко переключается с предмета на предмет. Ребенка легко отвлечь, он с готовностью соглашается на этот «трюк», тем самым избавляя себя и родителей от продолжительного и оглушительного плача.

Плач возраста 3-4 года [↑]

Приблизительно с возраста 2.5 года ребенок вступает в так называемый «мнимо» переходный возраст. Ребенок отставивает свою независимость. Дети в этом возрасте на любой отказ устраивают скандал и поднимают рев. Что же делать? Слушайте внимательно: детям в возрасте около двух —четырех лет не говорят НЕТ, а говорят ДА. Это не значит, что все, что ребенок хочет, ему нужно давать. Этого родители страшно боятся. Нет, не надо ему давать всё. Но отказ надо заворачивать в слова ДА, КОНЕЧНО. Как же это может быть? Например, он просит конфету до обеда. Мама обычно отвечает: «НЕТ, конфета только после еды». И что же? Рев на час ей обеспечен…
Как же ответить маленькому ребенку? «Ты просишь конфету? ДА! КОНЕЧНО! Ты обязательно получишь конфету после обеда». (Не вставляйте слов: «Но только после обеда». Просто — «после обеда»). По содержанию это одно и то же. А по форме это два совершенно разных ответа. Причем различие для родителей совершенно несущественное, а для ребенка — решающее. Или, предположим, ребенок рисует на полу. Если сказать ему: «Я НЕ РАЗРЕШАЮ РИСОВАТЬ НА ПОЛУ!», рев обеспечен. То же самое, но в другой форме: «ТЫ ТАК ХОРОШО РИСУЕШЬ. ВОТ СТОЛ, РИСУЙ НА СТОЛЕ». Иными словами, в любой ситуации ищите решение, при котором Ваш отказ или запрет прозвучит как разрешение. Это потребует от Вас некоторого усилия вначале, но к такой форме общения можно достаточно быстро привыкнуть. Тем более, когда родители видят, что это значительно снизило количество слез и крика в доме. Этот метод помогает родителям не только взглянуть под другим углом на конфликтные ситуации, но и значительно уменьшить число таких ситуаций. Если положительная формулировка в чистом виде не сработает, надо ее использовать с «отвлечением». То есть так: «ТЫ, КОНЕЧНО, ПОЛУЧИШЬ ВКУСНУЮ КОНФЕТУ, И ПОШЛИ БЫСТРО СМОТРЕТЬ В ОКНО НА ВОРОБЬЯ, КОТОРЫЙ ПРЫГАЕТ НА ВЕТКЕ! КАК ОН ПРЫГАЕТ? ВОТ ТАК ОН ПРЫГАЕТ!!!»
И можно, при желании, попрыгать немножко вместе. Можно и вместе с папой, втроем. Это будет очень смешно и прикольно, и, главное, ребенок забудет про конфету или про что-то еще, о чем он собирался закатить истерику. Лучше минуту или две попрыгать всей семьей, чем час слушать рев. И для воспитания полезней, и родителям жизни больше будет. Я не предлагаю каждый раз прыгать, а предлагаю бестактно отвлекать ребенка в возрасте около двух лет от темы его очередной диссертации…

Выбор правильного ответа на просьбу ребенка [↑]

Лучше всего если родители решат для себя заранее, что именно они не разрешают никогда. Например, какие-то действия, угрожающие безопасности ребенка, его здоровью, сохранности вещей родителей или их покою. По возможности держите вне пределов досягаемости ребенка все, что ему нельзя трогать. Тогда поводов говорить НЕТ будет значительно меньше. Что можно, то можно. Лучше как можно больше разрешать, причем разрешать легко, с улыбкой. Ведь часто родители запрещают просто по привычке, как бы рефлекторно. Просьба ребенка — и сразу — НЕТ.
Если родители легко разрешают то, что НЕ ЗАПРЕЩЕНО, то рева и криков меньше и ребенок легче идет на то, чтобы принять авторитет родителей, когда они отказывают. Причем отказывать можно тоже в приемлемой форме, «по-умному» (см. выше) и таким образом меньше сталкиваться с инстинктом сопротивления двухлетнего малыша, который, как известно, — один из самых сильных. Но то, что родители запретили — после того, как они заранее (ДО) обдумали запрет, — это уже нельзя, как ни печально. И в этот момент не стоит сомневаться. Ребенок чувствует сомнение родителей и начинает играть на их неуверенности. Б-г — совершенен, а мы, родители, — пока что не совсем…

Выводить материалы