Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мудрецы подчеркивают величайший уровень Первого Человека и нашего праотца Яакова, который состоял в том, что они настолько аннулировали себя перед своим Творцом, что в них отражалась Б-жественность Всевышнего

Добавим пояснение к тому, что мы упомянули в главе «Рина (воспевание)» о строке «Солнце в Гивоне, замолчи!» Мы говорили, что вся сила и сущность солнца заключена в песни, которую оно воспевает, и на самом деле, так во всем сотворенном: существование каждого создания — это песнь, которую оно поет Творцу мира, без этого оно само собой исчезает. В этом и есть смысл «Пиркей Шира» — каждое создание поет свою уникальную песнь, ведь песнь Всевышнему — это суть существования любого создания в мире. Об этом же говорится и в строке из книги «Берешит» (2:5): «А никакого полевого кустарника еще не было на земле, никакая полевая трава еще не росла, ибо Г-сподь Б-г еще не полил дождем землю, и не было человека, чтобы ее возделывать[1]». То есть, пока не появился Первый человек и не помолился, вся растительность не перешла из потенциальной реальности в действительную. Ведь молитва — это, по сути, жизненная сила, через которую весь мир получает пропитание.

Известно, что основа молитвы — это анава[2]. По поводу понятия, что такое анава, сказано в книгах по мусару: не имеется в виду, что умный человек должен думать о себе, что он глупый, а силач — что он не может поднять и килограмм. Истинное значение этого слова объяснялось уже не раз. Но по-простому, человек должен видеть себя в правильном свете: он — как «зеркало», отражающее любую форму, которая стоит перед ним (от сказанного в Торе: «зеркала, которые украшали вход в Шатер Встречи», что в наше время делают из стекла, покрытого с одной стороны ртутью). Если напротив зеркала встанет гениальный святой мудрец, чей облик сияет и освещает все, как солнце — и в зеркале он будет выглядеть так же. Однако, неужели зеркалу придет в голову возгордиться и сказать: «Посмотрите, какое я важное и великое — во мне есть такой святой и благородный облик!» Если оно будет гордиться этим, его посчитают идиотом — ведь в нем самом по себе, и в его сущности, нет ничего, оно — лишь «приемник» для образов, стоящих перед ним, и даже если эти образы отразились в нем, оно не восприняло их и не вобрало в себя, так, что они стали его частью. Именно таково понятие анава в реальности человека. Настоящее понимание, что такое анава, это не только, что человек — будто нищий, которого богач осыпал золотом, подарил ему огромную сумму совершенно бесплатно. В этом случае тоже гордиться нечем, ведь он ничем не заработал это, а получил бесплатно, но на деле — он будет считаться богачом, обладающим большим имуществом. Однако красивый образ, стоящий перед зеркалом, даже не дает зеркалу «вобрать» его в себя, ведь все, что видно в зеркале — это образ стоящего перед ним, а вовсе не образ самого зеркала. Получается, что изначально зеркало не имело никакого отношения и причастности к тому, что отражается в нем. Точно так же и человек: ведь все его «я», все его существование, его достоинства и мудрость — это лишь зеркало, в котором отражается доброта Творца, Его мощь и мудрость. Чем же гордиться человеку, ведь вся его самость состоит из того, что дано ему свыше. Он — лишь зеркало, показывающее милосердие Творца и Его множественные благодеяния. Именно это имел в виду Моше рабейну, говоря: «а мы что?», то есть — что в нас нет ничего. Казалось бы, нельзя сказать, что не было в нем ничего своего в его высокой реальности, но истина в том, что и он — ничто, и все его существование — это лишь то, что в нем отражается милосердие Всевышнего.

Такова реальность всего нашего мира, и вообще всех миров — они являются лишь примерами зеркал, которые создал Всевышний так, что в них отражаются Его милосердие и мощь, они (миры) — лишь «сосуды», воспринимающие милость Небес, но даже и после этого «наполнения» у всех творений мира нет никакой самостоятельной сущности, а лишь милосердие Небес, отражающихся в них. В этом и заключается глубинный смысл сказанного в «Нефеш а-Хаим» (Врата 1): «Мера Всевышнего не такова, как мера человека из плоти и крови. Ведь когда человек строит дом, скажем, из дерева, он не создает это дерево собственными силами, он лишь берет уже созданные деревья, и укладывает их в определенном порядке, так, что получается здание. А после того, как он уже упорядочил их в соответствии со своим желанием, если он забывает об этом здании и уходит от него, оно все равно продолжает существовать. Однако Всевышний, благословен Он, в момент создания всех миров создал их из ничего Своей безграничной силой, и более того — с тех пор каждый день, буквально каждое мгновение — вся “устойчивость” их реальности, их порядка и существования зависит лишь от того, что Всевышний каждое мгновение “вливает” в них Свою силу и изобилие нового света. А если бы Он убрал Свое влияние хотя бы на один миг — тут же все исчезло бы и превратилось в первичный хаос». См. там.

Получается, что сама по себе реальность существования каждой вещи измеряется тем, насколько она направлена и «соответствует» принятию святости ]и тем самым отражает и раскрывает ее — прим. ред.]. Как сказано о Моше рабейну: «уста к устам Я буду говорить с ним», а также о даровании Торы сказано: «Лицом к лицу говорил Всевышний с вами» — это высшая степень совершенства. Ведь когда человек стоит лицом к лицу перед Святостью, тем самым раскрывается в нем Слава Небес в самом возвышенном виде.

А ведь это стояние лицом к лицу перед Всевышним и есть суть молитвы, воспевания и прославления Творца! Поэтому-то молитва и является основой всей реальности, и вся суть существования ангелов и других небесных созданий зависит лишь от песни, которую они поют. Они не только зависят от песни: песнь и молитва — это вся суть их существования в действительности. В какой мере они предстают перед своим Создателем, воспевая и прославляя Его, в такой мере они обладают существованием, ведь в них самих по себе нет ничего — они лишь зеркало, которое принимает и показывает благодеяния Творца. Поэтому, чем больше творение приближается к Творцу в молитве, песни и прославлении, тем больше благодеяния Творца отражаются в нем, и в этом и состоит его сущность и реальность.

Эта идея — крайне важное замечание к теме, как вдохновить себя к молитве, приумножению молитвы, и потрясающее объяснение всего смысла понятия «молитва». Об этом сказали мудрецы первых поколений: каждая молитва принимается. В точности подобно зеркалу, когда кто-то стоит перед ним и даже «злится» на зеркало, в любой случае, сам по себе этот человек создает то отражение, какое будет в этом зеркале. Также любой стоящий перед Творцом с полным самоуничижением и подобающим молитве настроем, в прославлении и хвале к своему Создателю — тем самым «вбирает» в себя огромное благо Творца.

Посмотрите, насколько замечателен этот пример, когда мы говорим о понятии анава. Давайте представим себе это «зеркало», отражающее того, кто стоит перед ним. Если оно скажет себе: «А зачем мне отражать в точности форму того, кто стоит передо мной? Почему бы мне не обладать своим собственным оттенком, своей сущностью? Добавлю-ка я свой собственный цвет и оттенок». В этот момент исчезает его уникальная, замечательная сила воспринимать формы, стоящие перед ним, и оно превращается в мутный предмет, некрасивый и бессмысленный. Ведь лишь настолько, насколько оно нивелирует самого себя и свою окраску, и становится ясным и чистым «стеклом», так, в соответствии со своей чистотой и отменой своего «я», оно сможет воспринять более четко и ярко форму стоящего перед ним. В этом-то и заключается вся его красота и великолепие. Таково же качество анава: чем сильнее у человека ощущение аннулирования себя, что у него нет ничего от себя, тем ярче и сильнее он воспринимает благодеяния Всевышнего.

Мудрецы рассказывают нам (Берешит Раба, 8:9) что увидев Первого Человека до греха, ангелы хотели воспеть ему «Святой» [3]. А также о нашем праотце Яакове в трактате «Мегила» (лист 18) сказано: «Сказал раби Аха от имени раби Эльазара: “откуда мы знаем, что Всевышний назвал Яакова “Э-ль” (т.е. Б-г)? Сказано (Берешит, 33): “И назвал его Б-гом, Б-г Израиля”», назвал Яакова Б-гом, а кто назвал его так? “Б-г Израиля”.

Принято думать, что это показывает нам, каким величайшим духовным уровнем обладал Первый Человек — мол, даже ангелы ошиблись. И то же самое о праотце Яакове — что он обладал Б-жественной силой. Но на самом деле — не дай Б-г нам так думать! Мудрецы здесь подчеркивают величайший уровень Первого Человека и нашего праотца Яакова, который состоял в том, что они настолько аннулировали себя перед своим Творцом, что в них отражалась Б-жественность Всевышнего, причем на такой возвышенной, непостижимой ступени, что даже ангелы-служители ошиблись — таким безупречно чистым зеркалом был Первый Человек. Это в точности напоминает пример, когда, скажем, Реувен стоит перед зеркалом, и оно отражает его так, что невозможно понять, где он сам, а где зеркало. Но само собой разумеется, что Реувен — это Реувен, а зеркало — это простая стекляшка, не имеющая никакой собственной ценности. Точно таким были Первый человек и праотец Яаков, и любое творение в мире — от самого великого, до самого малого.


[1] Как объясняют наши мудрецы (см. комментарий РаШИ на этот отрывок), что только человек — то самое творение, которому нужно будет возделывать землю, поэтому именно он оценит важность дождей для земли, и попросит о них в молитве.

[2] См. сноску в разделе «Нипуль», гл. 3

[3] Песнь, которую ангелы и мы поем только Творцу.


Союз (брит) Б-г первоначально заключил со всем человечеством через Ноя и его сыновей. А затем Он заключил особый договор с Авраамом, Ицхаком и Яаковом и их потомками Читать дальше

Разъяснение смысла союза, который Б-г заключил с Ноахом, что не нашлет больше разрушения на весь мир

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.

Недельная глава Ницавим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ницавим»

Пламя не спалит тебя. Можно ли заглянуть в будущее?

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава ицхака Зильбера

Раби Леви-Ицхак из Бердичева

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».