Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Услышав, что Иосеф требует отдать ему в рабы Биньямина, у которого нашли якобы украденный им, а на самом деле подкинутый ему по распоряжению Иосефа серебряный кубок, «и подступил» (Берешит, 44:18) Иеуда к Иосефу и предложил себя в рабы вместо Биньямина. Разговор приводит к тому, что Иосеф открывается братьям, братья отправляются за отцом и вся семья переезжает в Египет. Фараон очень доволен перспективой поселения в Египте семьи Иосефа и обещает Иосефу всяческие блага для его родных. Заканчивается глава сообщением, что, живя в Египте, сыны Израиля «весьма умножились» (Берешит, 47:27).

Яаков счастлив: его сын Иосеф жив. Он отправляется на встречу с сыном. «И отправился Израиль со всем, что у него, и пришел в Беэр-Шеву, и принес жертвы Б-гу своего отца Ицхака. И говорил Б-г Израилю в ночных видениях… не бойся сойти в Египет… Я сойду с тобою в Египет, и Я выведу тебя обратно» (Берешит, 46:1-4). Как мы видим, несмотря на радость предстоящей встречи, Яаков встревожен. Иначе зачем бы Всевышний стал его успокаивать и уговаривать не бояться? Чего же Яаков боится? Он боится жизни в Египте. Яаков знал, что его потомков ждет изгнание, галут. Но не предполагал, что местом изгнания окажется Египет. И теперь он боится духовной опасности, грозящей евреям в Египте, смешения с египтянами, ассимиляции.

Но ведь и до сих пор семья Яакова жила в окружении народов, занимающихся идолопоклонством? Чем Египет опаснее Кнаана? Во-первых, Кнаан — это Эрец-Исраэль, родная земля, во-вторых, Кнаан далеко не так развит, как Египет, и далеко не так развращен. Египет тех времен (в разные времена разные страны концентрируют в себе наибольшую духовную опасность) — центр мировой культуры, богатства, роскоши, идолопоклоннических культов, разврата, чародейства и колдовства. И сюда — по воле Всевышнего — должен идти Яаков. Иосефу, так же, как Яакову, понятно, чем опасен Египет.

Недаром он заранее, когда братья еще только отправляются за отцом, объясняет, что поселиться им следует в земле Гошен, а он будет кормить их все пять лет, что еще продолжится голод. Когда Яаков прибывает в Египет, Иосеф договаривается с ним и с братьями, что он представит своих родных фараону как скотоводов и что они скажут о себе фараону то же самое, т.е. что они и их отцы испокон веку пасли овец. Поскольку египтяне поклоняются животным, им противно всякое занятие скотоводством. И Яаков с семьей сможет поселиться отдельно в Гошене, ибо земли там пастбищные.

Отправляясь к фараону с предварительным визитом, Иосеф берет с собою пятерых братьев, о чем сказано: «И из братьев своих взял он пять человек» (47:2), буквально же: «и с края братьев своих» — из тех, кто послабее, кто не выглядел могучим. Иосеф понимал, что если фараон увидит в его братьях могучих воинов или умных управителей (чего он, естественно, ждет от братьев блистательного Иосефа), он возьмет их к себе на службу, приблизит их к себе. А это именно то, чего надо избежать. И Яаков, и все его сыновья понимают это, и снова и снова повторяют фараону, что все, что они знают и умеют, — это скотоводство. Братья постарались сделать все, чтобы оказаться как можно дальше от царского двора.

У Иосефа выбора не было, он должен был оставаться на своем посту ради безопасности братьев. Он проявил необыкновенную стойкость и не сошел с пути отцов (говорят, что когда Иосеф открылся братьям, он назвал тему Торы, которую последней изучал с отцом, и просил от его имени напомнить это отцу). Когда Б-г направляет человека в какое-то место или ситуацию, Он дает человеку силы справиться с задачей. По собственному желанию, по собственной инициативе человек не должен вступать в ситуации, требующие от него особых духовных усилий. Это опасно.

С дороги Яаков посылает Иеуду «перед собою к Иосефу, чтобы указывать [путь] пред ним в Гошен» (Берешит, 46:28). Этот стих можно понимать просто: от Иеуды требуется, чтобы он узнал дорогу в Гошен, подготовил там место для отца и потом проводил его. Но Берешит раба отмечает и другое значение глагола леорот — указывать: основать учебный дом, где Яаков будет заниматься ораа — обучать учеников, сидящих перед ним. Изучение Торы — всегда залог духовной сохранности евреев. Так Иосеф и Яаков закладывали основы духовного существования евреев в Египте. Глава подробно рассказывает, как в течение голодных лет Иосеф организовал продажу зерна.

При этом дважды сказано, что у жрецов Иосеф земли не скупил. Почему это настолько важно, что Тора говорит об этом дважды? Иосеф, несмотря на экономические трудности в стране, сохранил особый имущественный статус жрецов. Зачем? Признавая за жрецами особое положение, Иосеф создавал прецедент, по аналогии с которым особое положение в Египте получило в дальнейшем колено Леви. Когда после смерти Яакова и Иосефа началось порабощение евреев, левиты остались свободными от «общественных работ». Это было очень важное для духовного выживания евреев обстоятельство.

Ну, а в целом… В этой жизни встречаются ситуации, когда лучше быть скотоводом в Гошене, чем…


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Об утяжелении сердца фараона

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.