Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Услышав, что Иосеф требует отдать ему в рабы Биньямина, у которого нашли якобы украденный им, а на самом деле подкинутый ему по распоряжению Иосефа серебряный кубок, «и подступил» (Берешит, 44:18) Иеуда к Иосефу и предложил себя в рабы вместо Биньямина. Разговор приводит к тому, что Иосеф открывается братьям, братья отправляются за отцом и вся семья переезжает в Египет. Фараон очень доволен перспективой поселения в Египте семьи Иосефа и обещает Иосефу всяческие блага для его родных. Заканчивается глава сообщением, что, живя в Египте, сыны Израиля «весьма умножились» (Берешит, 47:27).

Яаков счастлив: его сын Иосеф жив. Он отправляется на встречу с сыном. «И отправился Израиль со всем, что у него, и пришел в Беэр-Шеву, и принес жертвы Б-гу своего отца Ицхака. И говорил Б-г Израилю в ночных видениях… не бойся сойти в Египет… Я сойду с тобою в Египет, и Я выведу тебя обратно» (Берешит, 46:1-4). Как мы видим, несмотря на радость предстоящей встречи, Яаков встревожен. Иначе зачем бы Всевышний стал его успокаивать и уговаривать не бояться? Чего же Яаков боится? Он боится жизни в Египте. Яаков знал, что его потомков ждет изгнание, галут. Но не предполагал, что местом изгнания окажется Египет. И теперь он боится духовной опасности, грозящей евреям в Египте, смешения с египтянами, ассимиляции.

Но ведь и до сих пор семья Яакова жила в окружении народов, занимающихся идолопоклонством? Чем Египет опаснее Кнаана? Во-первых, Кнаан — это Эрец-Исраэль, родная земля, во-вторых, Кнаан далеко не так развит, как Египет, и далеко не так развращен. Египет тех времен (в разные времена разные страны концентрируют в себе наибольшую духовную опасность) — центр мировой культуры, богатства, роскоши, идолопоклоннических культов, разврата, чародейства и колдовства. И сюда — по воле Всевышнего — должен идти Яаков. Иосефу, так же, как Яакову, понятно, чем опасен Египет.

Недаром он заранее, когда братья еще только отправляются за отцом, объясняет, что поселиться им следует в земле Гошен, а он будет кормить их все пять лет, что еще продолжится голод. Когда Яаков прибывает в Египет, Иосеф договаривается с ним и с братьями, что он представит своих родных фараону как скотоводов и что они скажут о себе фараону то же самое, т.е. что они и их отцы испокон веку пасли овец. Поскольку египтяне поклоняются животным, им противно всякое занятие скотоводством. И Яаков с семьей сможет поселиться отдельно в Гошене, ибо земли там пастбищные.

Отправляясь к фараону с предварительным визитом, Иосеф берет с собою пятерых братьев, о чем сказано: «И из братьев своих взял он пять человек» (47:2), буквально же: «и с края братьев своих» — из тех, кто послабее, кто не выглядел могучим. Иосеф понимал, что если фараон увидит в его братьях могучих воинов или умных управителей (чего он, естественно, ждет от братьев блистательного Иосефа), он возьмет их к себе на службу, приблизит их к себе. А это именно то, чего надо избежать. И Яаков, и все его сыновья понимают это, и снова и снова повторяют фараону, что все, что они знают и умеют, — это скотоводство. Братья постарались сделать все, чтобы оказаться как можно дальше от царского двора.

У Иосефа выбора не было, он должен был оставаться на своем посту ради безопасности братьев. Он проявил необыкновенную стойкость и не сошел с пути отцов (говорят, что когда Иосеф открылся братьям, он назвал тему Торы, которую последней изучал с отцом, и просил от его имени напомнить это отцу). Когда Б-г направляет человека в какое-то место или ситуацию, Он дает человеку силы справиться с задачей. По собственному желанию, по собственной инициативе человек не должен вступать в ситуации, требующие от него особых духовных усилий. Это опасно.

С дороги Яаков посылает Иеуду «перед собою к Иосефу, чтобы указывать [путь] пред ним в Гошен» (Берешит, 46:28). Этот стих можно понимать просто: от Иеуды требуется, чтобы он узнал дорогу в Гошен, подготовил там место для отца и потом проводил его. Но Берешит раба отмечает и другое значение глагола леорот — указывать: основать учебный дом, где Яаков будет заниматься ораа — обучать учеников, сидящих перед ним. Изучение Торы — всегда залог духовной сохранности евреев. Так Иосеф и Яаков закладывали основы духовного существования евреев в Египте. Глава подробно рассказывает, как в течение голодных лет Иосеф организовал продажу зерна.

При этом дважды сказано, что у жрецов Иосеф земли не скупил. Почему это настолько важно, что Тора говорит об этом дважды? Иосеф, несмотря на экономические трудности в стране, сохранил особый имущественный статус жрецов. Зачем? Признавая за жрецами особое положение, Иосеф создавал прецедент, по аналогии с которым особое положение в Египте получило в дальнейшем колено Леви. Когда после смерти Яакова и Иосефа началось порабощение евреев, левиты остались свободными от «общественных работ». Это было очень важное для духовного выживания евреев обстоятельство.

Ну, а в целом… В этой жизни встречаются ситуации, когда лучше быть скотоводом в Гошене, чем…


Старым городом называют часть Иерусалима в пределах средневековых городских стен. Старый город — сердце Иерусалима и центр всего мира, ведь именно здесь стоял Храм и именно сюда устремятся все евреи, когда придет Машиах Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 4. Стена Плача

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 2. Новый дом на старом месте

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

1948 год, Еврейский квартал Иерусалима захвачен врагами

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?

Навеки мой Иерусалим 3. Старый город

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Квартирка, которую мы снимали в Батей Махасэ, состояла из просторной жилой комнаты и маленькой кухоньки размером один метр на два