Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Властвование доброго и злого начала

Шесть дней работай и делай всякое ремесло свое

«А в будние дни властвует Древо Познания добра и зла, оно же “Адам, сотворенный с двумя буквами йуд”, с добрым и злым началами, как сказано: “И сотворил (וייצר) Господь Бог человека”. Это и есть Древо Познания добра и зла, которым человек согрешил» (ТикунейЗоар).

Испытание человека в Шестой день — войдет ли он в День, который «весь суббота» — и есть испытание Древа Познания добра и зла.

«Древо Познания добра из зла — это смешение добра и зла» (ТикунейЗоар). «Древо смешения». «Известно, что человек до греха включал в себя только миры и силы святости, а не силы зла. Но после греха включились в него и смешались в нем также силы нечистоты и зла… Поэтому, когда Змей пытался ввести его в грех, он должен был прийти и совращать его извне. Не так сейчас, когда злое начало, совращающее человека, находится внутри него самого, и человеку кажется, что он сам и хочет, и стремится согрешить, а не кто-то другой снаружи совращает его» (Нефеш аХаим ч.1 гл. 2). А поскольку человек — это «образ Б-га», мироздания, то его действия, речи и мысли влияют на весь мир, и вследствие его греха зло смешалось со всеми частями мироздания.

После того как Адам оступился, эта работа — выделение зла из реальности и приобщение ее к добру — была возложена на его потомков, на все человечество. В этом и заключается работа «Шести тысяч лет» человечества: привести его, ко Дню, который весь — суббота. Это служение Шести будних дней человека, подготовка к Субботе. Ведь в день «царицы субботы властвует Древо Жизни, а не Древо Познания добра и зла» (Тикуней Зоар хадаш).

В данной главе мы попытаемся разобраться, в чем заключается служение будних дней, и в чем его отличие от служения в день субботний.

Служение выбора

«Лучше бы человеку не быть сотворенным! Но теперь, раз уж он сотворен — пусть дотошно анализирует свои поступки! А некоторые говорят: Он должен “прощупывать” свои поступки» (Эрувин 13). Мудрецы указывают нам на основную суть служения человека: выбор. Как объясняет Месилат Йешарим (гл.3) начало ступеней служения: «Желающему блюсти себя необходимо внимательно вглядеться в две вещи. Во-первых, он должен обдумать, в чем же заключается истинное добро, которое человек должен предпочесть и избрать, и в чем — истинное зло, которого должно бежать. И во-вторых, он должен оценивать совершаемые поступки, выясняя, относятся ли они к категории добра или к категории зла».

Рамхаль объясняет далее: «Об этом возвестили наши мудрецы, сказав (Эрувин 13): “Лучше бы человеку не быть сотворенным! Но теперь, раз уж он сотворен — пусть дотошно анализирует свои поступки!”. А некоторые говорят: “Он должен “прощупывать” свои поступки”. И смотри-ка: две эти версии — два добрых и очень полезных предостережения. Потому что анализировать, доискиваться сути своих действий и поступков означает исследовать все свои поступки и выяснять, нет ли в них таких, которые нельзя было совершать, ибо они не соответствуют велению Всевышнего и Его законам. И все, что найдется подобного, человек должен уничтожить. Но “прощупывать свои поступки” означает — исследовать даже сами добрые поступки, исследовать и смотреть, нет ли в их направленности некоего недоброго намерения или некой примеси недоброго, которую необходимо убрать и ликвидировать. Подобно тому, как ощупывают свою одежду, чтобы проверить, добротна и крепка ли она или ветха и истерта. Так должен человек осязать и свои поступки буквально на ощупь, чтобы проверять их качество наиболее совершенным способом, чтобы они остались ясными и чистыми».


В Торе сказано об обязанности жениться. Но что говорит Тора о многоженстве? Чтобы получить правильное представление об этой области, необходимо учесть, что на протяжении истории еврейского народа взгляд подход к этому вопросу не оставался статичным. Читать дальше