Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Властвование доброго и злого начала

Шесть дней работай и делай всякое ремесло свое

«А в будние дни властвует Древо Познания добра и зла, оно же “Адам, сотворенный с двумя буквами йуд”, с добрым и злым началами, как сказано: “И сотворил (וייצר) Господь Бог человека”. Это и есть Древо Познания добра и зла, которым человек согрешил» (ТикунейЗоар).

Испытание человека в Шестой день — войдет ли он в День, который «весь суббота» — и есть испытание Древа Познания добра и зла.

«Древо Познания добра из зла — это смешение добра и зла» (ТикунейЗоар). «Древо смешения». «Известно, что человек до греха включал в себя только миры и силы святости, а не силы зла. Но после греха включились в него и смешались в нем также силы нечистоты и зла… Поэтому, когда Змей пытался ввести его в грех, он должен был прийти и совращать его извне. Не так сейчас, когда злое начало, совращающее человека, находится внутри него самого, и человеку кажется, что он сам и хочет, и стремится согрешить, а не кто-то другой снаружи совращает его» (Нефеш аХаим ч.1 гл. 2). А поскольку человек — это «образ Б-га», мироздания, то его действия, речи и мысли влияют на весь мир, и вследствие его греха зло смешалось со всеми частями мироздания.

После того как Адам оступился, эта работа — выделение зла из реальности и приобщение ее к добру — была возложена на его потомков, на все человечество. В этом и заключается работа «Шести тысяч лет» человечества: привести его, ко Дню, который весь — суббота. Это служение Шести будних дней человека, подготовка к Субботе. Ведь в день «царицы субботы властвует Древо Жизни, а не Древо Познания добра и зла» (Тикуней Зоар хадаш).

В данной главе мы попытаемся разобраться, в чем заключается служение будних дней, и в чем его отличие от служения в день субботний.

Служение выбора

«Лучше бы человеку не быть сотворенным! Но теперь, раз уж он сотворен — пусть дотошно анализирует свои поступки! А некоторые говорят: Он должен “прощупывать” свои поступки» (Эрувин 13). Мудрецы указывают нам на основную суть служения человека: выбор. Как объясняет Месилат Йешарим (гл.3) начало ступеней служения: «Желающему блюсти себя необходимо внимательно вглядеться в две вещи. Во-первых, он должен обдумать, в чем же заключается истинное добро, которое человек должен предпочесть и избрать, и в чем — истинное зло, которого должно бежать. И во-вторых, он должен оценивать совершаемые поступки, выясняя, относятся ли они к категории добра или к категории зла».

Рамхаль объясняет далее: «Об этом возвестили наши мудрецы, сказав (Эрувин 13): “Лучше бы человеку не быть сотворенным! Но теперь, раз уж он сотворен — пусть дотошно анализирует свои поступки!”. А некоторые говорят: “Он должен “прощупывать” свои поступки”. И смотри-ка: две эти версии — два добрых и очень полезных предостережения. Потому что анализировать, доискиваться сути своих действий и поступков означает исследовать все свои поступки и выяснять, нет ли в них таких, которые нельзя было совершать, ибо они не соответствуют велению Всевышнего и Его законам. И все, что найдется подобного, человек должен уничтожить. Но “прощупывать свои поступки” означает — исследовать даже сами добрые поступки, исследовать и смотреть, нет ли в их направленности некоего недоброго намерения или некой примеси недоброго, которую необходимо убрать и ликвидировать. Подобно тому, как ощупывают свою одежду, чтобы проверить, добротна и крепка ли она или ветха и истерта. Так должен человек осязать и свои поступки буквально на ощупь, чтобы проверять их качество наиболее совершенным способом, чтобы они остались ясными и чистыми».


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?