Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В день, когда человек был сотворен и узнал царство Творца, и познал, что желание Всевышнего в мире — воцариться над Своими созданиями, была заложена основа Царства

«Сказали в Мехильте: Не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Зачем это сказано? Ведь Он уже сказал: Я — Г-сподь, Б-г твой? Аллегория с царем, который пришел в некую страну. Сказали ему подданные: Издавай нам указы. Сказал им: Нет. Когда примут мое царство, тогда издам указы. Так сказал Вездесущий Израилю: Я Г-сподь, Б-г твой, не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Я — Тот, чье царство вы приняли на себя в Египте? Они сказали: Да. Как вы приняли Мое царство, так примите Мои указы: Не будет у тебя других богов» (Рамбан). В таком порядке приступают к служению Царю мира: сначала принимают на себя иго царствия Небесного, а затем — иго заповедей (как это происходит при чтении Шма: сначала — «Слушай, Израиль», а потом — «И будет, если послушаетесь…»).

Порядок этот коренится в том, что только со стороны Малхута есть место для служения человека через исполнение Торы и заповедей, благословений и молитв. Как объясняет Нефеш аХаим: «Основа нашей святой веры — в том, что наше сердце во всех благословениях, молитвах и просьбах должно быть направлено только к Единому, Одному Господину, Бесконечному, благословен Он. Но мы не обращаемся исключительно к Его сущности в абстрактном и полностью отделенном от миров смысле, как это было до акта Творения. Ведь если так, то как мы можем описывать Его во всех наших благословениях и молитвах, каким бы то ни было именем или эпитетом?! И еще: если бы Всевышний не показал нам, что желает соединиться с мирами и воцариться над созданиями в соответствии с их деяниями, у нас не было бы вообще права молиться Его сущности, чтобы Он соединился с мирами и надзирал над созданиями. Поэтому мы говорим вначале: “Ты, Г-сподь, Царь мира”. Объяснение: поскольку Ты пожелал осуществить миры и присоединиться к ним, воцариться над ними, потому мы просим, чтобы благословился источник этого желания воцариться так над мирами» (Нефеш аХаим ч.2 гл.4).

Сказанное в предыдущей главе проясняет нам этот вопрос: Малхут есть корень нижних, основа сотворения человека. Поскольку сущность Малхута, Царства, есть желание отношения, цель которого соединение между царем и теми, кто его воцаряет.

Познание Адамом качества Малхут было основой начала его служения

«Сказал ему (Адаму) Всевышний: “А мое Имя как?” Сказал ему: Г-сподь, потому что Ты — господин всех созданий. Об этом и сказано: “Я Г-сподь, это Мое Имя”, которое дал мне Первый человек» (Берешит раба). Г-сподь — это имя Малхута, Царства.

В день, когда человек был сотворен и узнал царство Творца, и познал, что желание Всевышнего в мире — воцариться над Своими созданиями, была заложена основа Царства. «В шестой день левиты говорили: Г-сподь воцарился, облачился в величие, поскольку в этот день закончил Свою работу и воцарился над ними» (Рош аШана 31). В это время человек получил приказ о служении Царю: «обрабатывать землю и охранять ее». И в тот же день родилась первая молитва в мироздании, как сказано в стихе: «И все кусты полевые еще не были на земле, и все полевые травы еще не выросли, ибо не послал Г-сподь Б-г дождь на землю, и человека нет, чтобы обрабатывать землю» (Берешит 2:5). «Не вышли (травы), а стояли на уровне земли до шестого дня, и почему? Поскольку не послал дождь. А почему не послал? Потому что человека нет, чтобы обрабатывать землю, и не было того, кто понимал благо дождей. А когда пришел человек и понял, что они необходимы миру, помолился о дожде, и тот пошел, и выросли деревья и травы» (Раши).

Познание отношения близости Творца, дающего существование сотворенному, отношения Господина, Его воли к Царству, знание, что Б-жественное Присутствие должно пребывать, в основном, в нижних мирах, ощущение отношения раба к своему Господину и открыли врата молитвы Адама. Это признание Царства: «Знай, что первое Имя, близкое всем созданиям, и с ним приходят к Царю Всевышнему, и нет другого пути в мире увидеть лицо Царя Благословенного, как только через это Имя — это Имя, называемое Г-сподь (А-донай)…» (Шаарей Ора 1). Мы еще поговорим об этом далее.

***

Выше было сказано, что Малхут включает в себя «все чередования реальности и чередования сил». Оно объединяет их в одну форму и одну сущность, цель которой — раскрытие славы царства и единства Творца. Кроме того, мы объяснили, что в Малхут заложены три известные нам замысла сотворения мира. Легко понять, что здесь и находится место служения человека своему Царю: реализация этих трех замыслов. Посредством этого служения человек приводит себя и все зависящее от него мироздание к совершенству: раскрытию славы царства и единства Творца. В этом и заключается тема нашего обсуждения: служение царства в реализации данных замыслов творения и сущность внутренней связи, объединяющей их. И здесь тоже мы вынуждены говорить в общих чертах и кратко.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»