Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Умный знает границы разума. Глупец думает, что знает всё»Учителя еврейской этики
В день, когда человек был сотворен и узнал царство Творца, и познал, что желание Всевышнего в мире — воцариться над Своими созданиями, была заложена основа Царства

«Сказали в Мехильте: Не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Зачем это сказано? Ведь Он уже сказал: Я — Г-сподь, Б-г твой? Аллегория с царем, который пришел в некую страну. Сказали ему подданные: Издавай нам указы. Сказал им: Нет. Когда примут мое царство, тогда издам указы. Так сказал Вездесущий Израилю: Я Г-сподь, Б-г твой, не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Я — Тот, чье царство вы приняли на себя в Египте? Они сказали: Да. Как вы приняли Мое царство, так примите Мои указы: Не будет у тебя других богов» (Рамбан). В таком порядке приступают к служению Царю мира: сначала принимают на себя иго царствия Небесного, а затем — иго заповедей (как это происходит при чтении Шма: сначала — «Слушай, Израиль», а потом — «И будет, если послушаетесь…»).

Порядок этот коренится в том, что только со стороны Малхута есть место для служения человека через исполнение Торы и заповедей, благословений и молитв. Как объясняет Нефеш аХаим: «Основа нашей святой веры — в том, что наше сердце во всех благословениях, молитвах и просьбах должно быть направлено только к Единому, Одному Господину, Бесконечному, благословен Он. Но мы не обращаемся исключительно к Его сущности в абстрактном и полностью отделенном от миров смысле, как это было до акта Творения. Ведь если так, то как мы можем описывать Его во всех наших благословениях и молитвах, каким бы то ни было именем или эпитетом?! И еще: если бы Всевышний не показал нам, что желает соединиться с мирами и воцариться над созданиями в соответствии с их деяниями, у нас не было бы вообще права молиться Его сущности, чтобы Он соединился с мирами и надзирал над созданиями. Поэтому мы говорим вначале: “Ты, Г-сподь, Царь мира”. Объяснение: поскольку Ты пожелал осуществить миры и присоединиться к ним, воцариться над ними, потому мы просим, чтобы благословился источник этого желания воцариться так над мирами» (Нефеш аХаим ч.2 гл.4).

Сказанное в предыдущей главе проясняет нам этот вопрос: Малхут есть корень нижних, основа сотворения человека. Поскольку сущность Малхута, Царства, есть желание отношения, цель которого соединение между царем и теми, кто его воцаряет.

Познание Адамом качества Малхут было основой начала его служения

«Сказал ему (Адаму) Всевышний: “А мое Имя как?” Сказал ему: Г-сподь, потому что Ты — господин всех созданий. Об этом и сказано: “Я Г-сподь, это Мое Имя”, которое дал мне Первый человек» (Берешит раба). Г-сподь — это имя Малхута, Царства.

В день, когда человек был сотворен и узнал царство Творца, и познал, что желание Всевышнего в мире — воцариться над Своими созданиями, была заложена основа Царства. «В шестой день левиты говорили: Г-сподь воцарился, облачился в величие, поскольку в этот день закончил Свою работу и воцарился над ними» (Рош аШана 31). В это время человек получил приказ о служении Царю: «обрабатывать землю и охранять ее». И в тот же день родилась первая молитва в мироздании, как сказано в стихе: «И все кусты полевые еще не были на земле, и все полевые травы еще не выросли, ибо не послал Г-сподь Б-г дождь на землю, и человека нет, чтобы обрабатывать землю» (Берешит 2:5). «Не вышли (травы), а стояли на уровне земли до шестого дня, и почему? Поскольку не послал дождь. А почему не послал? Потому что человека нет, чтобы обрабатывать землю, и не было того, кто понимал благо дождей. А когда пришел человек и понял, что они необходимы миру, помолился о дожде, и тот пошел, и выросли деревья и травы» (Раши).

Познание отношения близости Творца, дающего существование сотворенному, отношения Господина, Его воли к Царству, знание, что Б-жественное Присутствие должно пребывать, в основном, в нижних мирах, ощущение отношения раба к своему Господину и открыли врата молитвы Адама. Это признание Царства: «Знай, что первое Имя, близкое всем созданиям, и с ним приходят к Царю Всевышнему, и нет другого пути в мире увидеть лицо Царя Благословенного, как только через это Имя — это Имя, называемое Г-сподь (А-донай)…» (Шаарей Ора 1). Мы еще поговорим об этом далее.

***

Выше было сказано, что Малхут включает в себя «все чередования реальности и чередования сил». Оно объединяет их в одну форму и одну сущность, цель которой — раскрытие славы царства и единства Творца. Кроме того, мы объяснили, что в Малхут заложены три известные нам замысла сотворения мира. Легко понять, что здесь и находится место служения человека своему Царю: реализация этих трех замыслов. Посредством этого служения человек приводит себя и все зависящее от него мироздание к совершенству: раскрытию славы царства и единства Творца. В этом и заключается тема нашего обсуждения: служение царства в реализации данных замыслов творения и сущность внутренней связи, объединяющей их. И здесь тоже мы вынуждены говорить в общих чертах и кратко.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.