Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чем больше воцаряющий будет подобен своему царю, тем больше он будет относиться к воцарению

Реализация одного из замыслов творения — познание путей Творца — становится актом воцарения

«Первым делом знай: хотя выше было сказано, что Творец, благословен Он, хотел дать нам возможность постичь Его сокровенное совершенство, очевидно, что не имелось в виду, будто Он хотел дать нам постижение всего своего совершенства, которое неисчерпаемо. Напротив, лишь малую долю его хотел открыть нам Всевышний, и в этой небольшой доле будет все то наслаждение, о котором мы говорили» (Даат Твунот 32).

«Малая доля» — это те качества управления, в которых Он раскрылся нам в творении. На человека возложено служение открыть и понять их посредством изучения Торы и заповедей, прилепиться к ним и ходить по этим путям, стать для них колесницей.

Тем самым человек совершенствует себя и приходит к цели своего существования — уподоблению Творцу. И, приобретая совершенство самостоятельно, он уподобляется Творцу, совершенному Самому по себе: «И пойми, что это называется некоторым уподоблением, по мере возможного, совершенству Всевышнего. Ибо Всевышний совершенен Сам по себе и не по воле случая, но со стороны истинности Его сущности обязательны в Нем совершенство и отсутствие недостатков.

Конечно, не может быть в ком-либо другом, кроме Б-га, чтобы истинность его сущности сама по себе обязывала бы в нем совершенство и отсутствие недостатков. Но чтобы какое-то творение хоть немного уподобилось этому, оно должно, по крайней мере, само приобретать совершенство, не обязательное со стороны его сущности, и само устранять в себе недостатки, которые были бы в нем возможны. Поэтому Творец создал аспекты совершенства и недостатка и сотворил создание, в котором была бы одинаковая возможность обоих. Всевышний дал этому созданию средства, с помощью которых оно приобретет себе совершенство и устранит недостатки. И тогда можно будет сказать, что это создание уподобилось, насколько это для него возможно, своему Творцу, и оно будет достойно приобщиться к Нему и наслаждаться Его благом» (Путь Творца 2:1).

Легко понять, даже на простом уровне, суть служения воцарения посредством максимальной реализации данного замысла — познания Его путей. Ведь в этом заключается замысел творения, дающий возможность существованию Царства. Отношение и связь между народом и его Царем. Но при глубоком рассмотрении открывается еще одно измерение в этом служении воцарения.

Ведь когда мы говорим, что воцарение происходит по воле и сознанию воцаряющего, то, чем больше воцаряющий будет подобен своему царю, тем больше он будет относиться к воцарению. Чем больше его сознание и его воля приблизятся к воле царя, и тогда воцарит его над собой — тем возвышеннее и сильнее будет акт воцарения. Всякое самоусовершенствование человека и ежедневное возвышение его духовного уровня, превращает «императивную» власть Всевышнего вчера — в сегодняшнее царство Всевышнего, добровольно принимаемое Его подданными. С этой точки зрения, можно понять всю глубину связи между двумя аспектами Рош аШана: это день воцарения Всевышнего и день Суда. Это не две разные вещи. Обязанность воцарения требует возвышения человека на уровень воцарителя. А на Суде рассматривается, насколько человек исполняет замысел творения через акт воцарения.

Человек является царем в нижних мирах — «все положил Ты под ноги его». Его царство заложено уже в структуре его тела, в его прямохождении, указывающем на бытность его образом Б-га. «Всевышний воцарился над всеми сущими, высшими и нижними, и в этом образе сотворил Всевышний человека в его материальном обличьи. Ведь строение и образ человека указывает на то, что он — царь нижних сущих. Поэтому только он ходит прямо, в отличие от всех других животных, ходящих склоненно, как раб, склоняющийся перед господином» (Маараль).

Склонение человека перед Творцом приносит Ему корону царства всего мироздания. «Встал человек на ноги и был подобен образу Б-га. Увидели его создания и испугались, посчитав, что он их сотворил. И пришли все поклониться ему. Сказал им: Вы пришли поклониться мне?! Давайте я и вы пойдем, облачимся в гордость и силу, и воцарим над нами Того, кто сотворил всех нас. Пошел Адам к Самому Творцу и воцарил Его сначала, а затем — все создания после него. И сказал Адам: “Г-сподь воцарился, облекся в величие”» (Пиркей дераби Элиэзер).


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

История одного кольца

Хаим Вальдер

Супруги должны поддерживать друг друга и делать всё для того, чтобы покой и гармония не уходили из семьи. Следующая история служит подтверждением того, что ради любви еврейский муж готов пойти на лишения, как материальные, так и духовные.

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Ущерб от недостатка комплиментов

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Тот, кто не получает комплиментов, зачастую неадекватно реагирует на всякие мелочи. Он требует от супруга делать для него или для семьи нереальные вещи.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

На тему недельной главы. Ки теце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Разрушительна сила злословия, которая неизбежно возвращается бумерангом к тому, кто позволил себе унизить человеческое достоинство другого

На тему недельной главы. Толдот

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Береги свою речь. Не злословьте о родственниках!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нельзя распространять негативную, пусть и правдивую, информацию. Не важно, о ком идет речь, — близком родственнике, ученом или малоученом человеке. Злословить и сплетничать запрещено Торой.

Береги свою речь. Намек на злословие

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

К нарушению запрета на злословие могут привести не только сплетни, но и чересчур щедрые комплименты. Если похвала содержит намек на недостатки человека, лучше вообще не хвалить его публично.

На тему недельной главы, Эмор 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Комплимент помогает убедить

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Критик попадает в замкнутый круг: в супруге есть черты, которые он хочет изменить; вследствие этого он делает замечания и не хвалит его