Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чем больше воцаряющий будет подобен своему царю, тем больше он будет относиться к воцарению

Реализация одного из замыслов творения — познание путей Творца — становится актом воцарения

«Первым делом знай: хотя выше было сказано, что Творец, благословен Он, хотел дать нам возможность постичь Его сокровенное совершенство, очевидно, что не имелось в виду, будто Он хотел дать нам постижение всего своего совершенства, которое неисчерпаемо. Напротив, лишь малую долю его хотел открыть нам Всевышний, и в этой небольшой доле будет все то наслаждение, о котором мы говорили» (Даат Твунот 32).

«Малая доля» — это те качества управления, в которых Он раскрылся нам в творении. На человека возложено служение открыть и понять их посредством изучения Торы и заповедей, прилепиться к ним и ходить по этим путям, стать для них колесницей.

Тем самым человек совершенствует себя и приходит к цели своего существования — уподоблению Творцу. И, приобретая совершенство самостоятельно, он уподобляется Творцу, совершенному Самому по себе: «И пойми, что это называется некоторым уподоблением, по мере возможного, совершенству Всевышнего. Ибо Всевышний совершенен Сам по себе и не по воле случая, но со стороны истинности Его сущности обязательны в Нем совершенство и отсутствие недостатков.

Конечно, не может быть в ком-либо другом, кроме Б-га, чтобы истинность его сущности сама по себе обязывала бы в нем совершенство и отсутствие недостатков. Но чтобы какое-то творение хоть немного уподобилось этому, оно должно, по крайней мере, само приобретать совершенство, не обязательное со стороны его сущности, и само устранять в себе недостатки, которые были бы в нем возможны. Поэтому Творец создал аспекты совершенства и недостатка и сотворил создание, в котором была бы одинаковая возможность обоих. Всевышний дал этому созданию средства, с помощью которых оно приобретет себе совершенство и устранит недостатки. И тогда можно будет сказать, что это создание уподобилось, насколько это для него возможно, своему Творцу, и оно будет достойно приобщиться к Нему и наслаждаться Его благом» (Путь Творца 2:1).

Легко понять, даже на простом уровне, суть служения воцарения посредством максимальной реализации данного замысла — познания Его путей. Ведь в этом заключается замысел творения, дающий возможность существованию Царства. Отношение и связь между народом и его Царем. Но при глубоком рассмотрении открывается еще одно измерение в этом служении воцарения.

Ведь когда мы говорим, что воцарение происходит по воле и сознанию воцаряющего, то, чем больше воцаряющий будет подобен своему царю, тем больше он будет относиться к воцарению. Чем больше его сознание и его воля приблизятся к воле царя, и тогда воцарит его над собой — тем возвышеннее и сильнее будет акт воцарения. Всякое самоусовершенствование человека и ежедневное возвышение его духовного уровня, превращает «императивную» власть Всевышнего вчера — в сегодняшнее царство Всевышнего, добровольно принимаемое Его подданными. С этой точки зрения, можно понять всю глубину связи между двумя аспектами Рош аШана: это день воцарения Всевышнего и день Суда. Это не две разные вещи. Обязанность воцарения требует возвышения человека на уровень воцарителя. А на Суде рассматривается, насколько человек исполняет замысел творения через акт воцарения.

Человек является царем в нижних мирах — «все положил Ты под ноги его». Его царство заложено уже в структуре его тела, в его прямохождении, указывающем на бытность его образом Б-га. «Всевышний воцарился над всеми сущими, высшими и нижними, и в этом образе сотворил Всевышний человека в его материальном обличьи. Ведь строение и образ человека указывает на то, что он — царь нижних сущих. Поэтому только он ходит прямо, в отличие от всех других животных, ходящих склоненно, как раб, склоняющийся перед господином» (Маараль).

Склонение человека перед Творцом приносит Ему корону царства всего мироздания. «Встал человек на ноги и был подобен образу Б-га. Увидели его создания и испугались, посчитав, что он их сотворил. И пришли все поклониться ему. Сказал им: Вы пришли поклониться мне?! Давайте я и вы пойдем, облачимся в гордость и силу, и воцарим над нами Того, кто сотворил всех нас. Пошел Адам к Самому Творцу и воцарил Его сначала, а затем — все создания после него. И сказал Адам: “Г-сподь воцарился, облекся в величие”» (Пиркей дераби Элиэзер).


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.