Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Одеяния для раскрытии воли Всевышнего в мире и двойное значение каждого из них

Видящий царя Израиля говорит: «Благословен уделивший от Своей славы боящимся Его» (Брахот 58). «Царь не вправе оставить без последствий пренебрежение со стороны своих подданных», как сказано: «Поставь над собой царя — чтобы был на тебе страх перед ним» (Кидушин 32). «Великий почет оказывают царю и тем закладывают ужас и страх перед ним в сердце каждого человека» (Рамбам, Законы царей 2:1).

Легко понять, что уважительное отношение (кавод) к земному царству объясняется той «долей», которая дана ему от Небесного царства. Ведь именно таким должно быть отношение созданий к Царю царей — слава (кавод). «Ибо все Он создал для славы Своей». «Все, что сотворил Всевышний в Своем мире — сотворил для Своей славы, как сказано (Йешаяу 43:7): “Все названное Моим Именем и для Моей славы Я сотворил, создал и также сделал”. Здесь упомянуты все части мироздания вместе, и объяснена их цель — “для Своей славы Я сотворил его”.

Слава есть само раскрытие царства: “И потому Трон не целен, пока не сотрется имя Амалека” А под троном имеется в виду царство, как сказано: “только троном я буду выше тебя”, имеется в виду — в царстве. Здесь сказано, что Царство Всевышнего не раскрыто в мире, пока не стерто из мира имя противопоставляющего себя Ему. И тогда Имя Его славы, что Он один, открывается в мире (Маараль). Всевышний есть “Царь славы”. “И славы Его” — имеется в виду Малхут, как написано в Зоаре: “Благословенна слава Г-спода” — это Малхут» (р. Авраам сын Виленского Гаона).

Слава

«Слава Б-жия — таить дело, а слава царей — исследовать дело» (Притчи 25:2). «Слава Б-жия» — это сотворение мира, в котором упомянуто тридцать два раза имя Элоким (по числовому значению слова кавод, слава, которое тоже равно 32); «таить дело» — как сказали, что не учат о сотворении мира даже вдвоем. «Слава царей — исследовать дело» — это от слов «Вот книга порождения человека…» (Виленский Гаон).

Глубокое размышление выхватывает два создающих славу аспекта: скромность и раскрытие. Точнее: раскрытие, указывающее на непостижимую глубину сокрытия. «И скромно ходить с Б-гом твоим» — это помощь бедной невесте и проводы покойника» (Сота 49). «Ибо скромность есть почет (кавод) сам по себе, и как будто сказало Писание прилепиться к скромности, которая и есть почет» (Маараль).

То же самое можно сказать и по отношению к самому раскрытию Творца в мире (слава таить и слава исследовать). И такова Тора, которая сама называется «славой»: «А слава — не что иное, как Тора, как сказано: Славу унаследуют мудрецы» (Авот 6:3). Ведь в этом сущность Торы, и так постоянно повторяет Зоар: «Вся Тора одновременно и сокрыта, и открыта». Тора как бы говорит о себе: «Я была у Него сокрытой» (Притчи 8, Берешит раба 1). Этот аспект остался скрытым и после дарования Торы: те же «два лика» — скрытый и открытый — все еще существуют по отношению к славе Торы.

«Раби Йоханан называет одежду “моя слава”. Ведь в одежде человек является другому, покрывает то, что нужно скрыть, и демонстрирует свою значимость и почет.

Но ведь все мироздание и Тора — это одеяния для раскрытия воли Всевышнего в мире, они — слава Г-спода. “Г-сподь воцарился, облачился в величие”.

Корень такого “двойного значения” находится в отношении царя к своему народу: “Но царь властвует над народом. Он отделен от народа, и потому его достоинство превышает достоинство князя. А Всевышний — царь всех сущих, поскольку сущие нуждаются в царствии Небес, а Всевышний отделен от них” (Маараль). Царство это отношение, как мы объяснили выше: царство происходит по воле и сознанию народа, а отделенность есть нечто обратное этому. Творец является царем со стороны Его раскрытия Своим созданиям, но в Своей сущности он отделен от них. Поразмыслите над всем этим.


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.