Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Одеяния для раскрытии воли Всевышнего в мире и двойное значение каждого из них

Видящий царя Израиля говорит: «Благословен уделивший от Своей славы боящимся Его» (Брахот 58). «Царь не вправе оставить без последствий пренебрежение со стороны своих подданных», как сказано: «Поставь над собой царя — чтобы был на тебе страх перед ним» (Кидушин 32). «Великий почет оказывают царю и тем закладывают ужас и страх перед ним в сердце каждого человека» (Рамбам, Законы царей 2:1).

Легко понять, что уважительное отношение (кавод) к земному царству объясняется той «долей», которая дана ему от Небесного царства. Ведь именно таким должно быть отношение созданий к Царю царей — слава (кавод). «Ибо все Он создал для славы Своей». «Все, что сотворил Всевышний в Своем мире — сотворил для Своей славы, как сказано (Йешаяу 43:7): “Все названное Моим Именем и для Моей славы Я сотворил, создал и также сделал”. Здесь упомянуты все части мироздания вместе, и объяснена их цель — “для Своей славы Я сотворил его”.

Слава есть само раскрытие царства: “И потому Трон не целен, пока не сотрется имя Амалека” А под троном имеется в виду царство, как сказано: “только троном я буду выше тебя”, имеется в виду — в царстве. Здесь сказано, что Царство Всевышнего не раскрыто в мире, пока не стерто из мира имя противопоставляющего себя Ему. И тогда Имя Его славы, что Он один, открывается в мире (Маараль). Всевышний есть “Царь славы”. “И славы Его” — имеется в виду Малхут, как написано в Зоаре: “Благословенна слава Г-спода” — это Малхут» (р. Авраам сын Виленского Гаона).

Слава

«Слава Б-жия — таить дело, а слава царей — исследовать дело» (Притчи 25:2). «Слава Б-жия» — это сотворение мира, в котором упомянуто тридцать два раза имя Элоким (по числовому значению слова кавод, слава, которое тоже равно 32); «таить дело» — как сказали, что не учат о сотворении мира даже вдвоем. «Слава царей — исследовать дело» — это от слов «Вот книга порождения человека…» (Виленский Гаон).

Глубокое размышление выхватывает два создающих славу аспекта: скромность и раскрытие. Точнее: раскрытие, указывающее на непостижимую глубину сокрытия. «И скромно ходить с Б-гом твоим» — это помощь бедной невесте и проводы покойника» (Сота 49). «Ибо скромность есть почет (кавод) сам по себе, и как будто сказало Писание прилепиться к скромности, которая и есть почет» (Маараль).

То же самое можно сказать и по отношению к самому раскрытию Творца в мире (слава таить и слава исследовать). И такова Тора, которая сама называется «славой»: «А слава — не что иное, как Тора, как сказано: Славу унаследуют мудрецы» (Авот 6:3). Ведь в этом сущность Торы, и так постоянно повторяет Зоар: «Вся Тора одновременно и сокрыта, и открыта». Тора как бы говорит о себе: «Я была у Него сокрытой» (Притчи 8, Берешит раба 1). Этот аспект остался скрытым и после дарования Торы: те же «два лика» — скрытый и открытый — все еще существуют по отношению к славе Торы.

«Раби Йоханан называет одежду “моя слава”. Ведь в одежде человек является другому, покрывает то, что нужно скрыть, и демонстрирует свою значимость и почет.

Но ведь все мироздание и Тора — это одеяния для раскрытия воли Всевышнего в мире, они — слава Г-спода. “Г-сподь воцарился, облачился в величие”.

Корень такого “двойного значения” находится в отношении царя к своему народу: “Но царь властвует над народом. Он отделен от народа, и потому его достоинство превышает достоинство князя. А Всевышний — царь всех сущих, поскольку сущие нуждаются в царствии Небес, а Всевышний отделен от них” (Маараль). Царство это отношение, как мы объяснили выше: царство происходит по воле и сознанию народа, а отделенность есть нечто обратное этому. Творец является царем со стороны Его раскрытия Своим созданиям, но в Своей сущности он отделен от них. Поразмыслите над всем этим.


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

История одного кольца

Хаим Вальдер

Супруги должны поддерживать друг друга и делать всё для того, чтобы покой и гармония не уходили из семьи. Следующая история служит подтверждением того, что ради любви еврейский муж готов пойти на лишения, как материальные, так и духовные.

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Ущерб от недостатка комплиментов

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Тот, кто не получает комплиментов, зачастую неадекватно реагирует на всякие мелочи. Он требует от супруга делать для него или для семьи нереальные вещи.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

На тему недельной главы. Ки теце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Разрушительна сила злословия, которая неизбежно возвращается бумерангом к тому, кто позволил себе унизить человеческое достоинство другого

На тему недельной главы. Толдот

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Береги свою речь. Не злословьте о родственниках!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нельзя распространять негативную, пусть и правдивую, информацию. Не важно, о ком идет речь, — близком родственнике, ученом или малоученом человеке. Злословить и сплетничать запрещено Торой.

Береги свою речь. Намек на злословие

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

К нарушению запрета на злословие могут привести не только сплетни, но и чересчур щедрые комплименты. Если похвала содержит намек на недостатки человека, лучше вообще не хвалить его публично.

На тему недельной главы, Эмор 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Комплимент помогает убедить

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Критик попадает в замкнутый круг: в супруге есть черты, которые он хочет изменить; вследствие этого он делает замечания и не хвалит его