Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«День краток, работа обильна, работники ленивы, награда велика, а Хозяин требователен»Пиркей Авот 2,15
Главное содержание служения Рош ашана состоит именно в том, чтобы ощущать рабство

Принятие ига Царства Небес при наложении тфиллин и прикреплении мезузы

Следующий стих из первого отрывка Шма продолжает разъяснение заповеди о принятии ига Царства Небес. Он говорит: «И повторяй (слова Торы) своим сыновьям, и говори о них, когда ты сидишь в своем доме, и когда ты идешь по дороге, и когда ты ложишься, и когда ты встаешь». Этот стих следует понимать буквально — он говорит о том, что связь с Торой должна быть непрерывной, настолько, что ее слова следует «привязать, как знак, на твою руку, и чтобы они были украшением между твоими глазами», — это заповедь наложения тфиллин на руку и на голову. Но теперь следует понять, как заповедь тфиллин связана с принятием ига Царства Небес.

Ответ на этот вопрос дает Тур (Орах хаим, глава 25, и то же самое говорят (хасиды в своей особой молитве) Ради единства…, (которую они произносят) перед наложением тфиллин): «И, накладывая тфиллин, человек должен вспомнить о том, что Вездесущий повелел нам возлагать (на руку и на голову пергамент, на котором записаны) эти четыре отрывка, в которых сказано о единстве Его имени и об исходе из Египта; (и что накладывать их следует) на руку, напротив сердца, и на голову, напротив мозга, чтобы мы помнили об исходе из Египта, сопровождавшемся знамениями и чудесами, которые Он для нас сотворил. Чудеса же эти указывают на Его единство, на то, что Он един в Его мире и что Он обладает всей силой и всей властью в вышних и в нижних (мирах) и поступает в них по Своей воле». Получается, что тфиллин указывают на единство Б-га, а это и есть приятие ига Царства Небес. И в этом же состоит и смысл заповеди мезузы: она призвана каждый раз, когда мы входим в дом, напоминать нам о единстве Б-га, записанном в отрывках Шма.

«Произнесите передо Мной отрывки о Моем царствовании» — радость, заключенная в рабстве

Второй отрывок Шма говорит о принятии ига заповедей, то есть об ощущении рабства: «…и чтобы вы служили Ему всем вашим сердцем и всей вашей душой». Человек должен чувствовать себя рабом своего Хозяина, Б-га, понимать, что он принужден исполнять Его волю и что отказаться это делать просто невозможно. Даже если оставить в стороне соображения, связанные с трепетом перед Небесами, — раб по самой своей природе подчинен воле хозяина, и, поскольку трепещет перед его величием, неспособен преступить его повеление. Это и есть то ощущение рабства, о котором говорит второй отрывок Шма.

И это ощущение рабства непременно должно сопровождаться радостью. Мы уже приводили стих из Торы: «…Из-за того, что не служил ты Б-гу, твоему Г-споду, в радости и сердечной расположении». Если раб служит самому царю, он тем самым оказывается вблизи от него, и это ощущение связи с царем наполняет его радостью. Так и наше ощущение рабства должно быть полно радости. Ведь трепет и радость совершенно не противоречат друг другу! Об этом говорит Месилат Йешарим в главе 19 словами Мидраша: «Когда ты встаешь передо Мной в молитве, пусть твое сердце будет радостным оттого, что ты молишься Б-гу, подобного Которому нет». Хотя во время молитвы ощущение рабства охватывает человека целиком, затмевая все остальное, — ему должна сопутствовать и радость того, что мы удостоились права предстать перед Царем и говорить с Ним.

Главное содержание служения Рош ашана состоит именно в том, чтобы ощущать рабство. Наши мудрецы сказали об этом (Рош ашана 16а): «Произнесите передо Мной в Рош ашана отрывки о Моем царствовании, чтобы сделать Меня над собой Царем». И каждый должен признать Б-га Царем над собой, то есть ощутить, что существует царь, вознесенный и возвышенный, и что мы удостоились стать рабами Самого Царя и теперь обязаны с радостью исполнять любое Его повеление. И человек должен радоваться тому, что он — раб Б-га, поскольку это рабство дает чувство близости к Б-гу. Месилат Йешарим пишет в главе 1, что истинное благо — это только «прилепленность» к благословенному Б-гу, другими словами — близость к Нему; а достигается она именно через ощущение рабства.

Приближение к Б-гу с помощью молитвы

В Торе сказано (Дварим 4:7): «Ибо кто — (такой) великий народ, боги которого близки к нему так, как Б-г, наш Г-сподь, при каждом нашем взывании к Нему?». Этот стих объясняет, что способ удостоиться приближения к Б-гу — «Б-г близок» — это молитва: «при каждом нашем взывании к Нему». Если мы молимся, то приближаемся к Б-гу. И хотя Он заполняет Своей славой всю землю, мы не всегда чувствуем это. А другой стих (Теилим 145:18) говорит: «Близок Б-г ко всем, кто взывает к Нему, ко всем, кто станет звать Его поистине». Здесь тоже говорится о том, что уже в самом призыве к Б-гу, в самой молитве заключена близость к Нему.

Следующий стих (там же, 19) говорит: «Желание трепещущих перед Ним исполнит, вопль их услышит и спасет их», — а это означает, что и здесь есть несколько уровней. Вначале говорится о том, что «близок Б-г ко всем, кто взывает к Нему, ко всем, кто станет звать Его поистине», — другими словами, если Б-га призывать «поистине», из самой глубины сердца, этим можно сразу же заслужить близость к Нему. Даже если молитва не принята и молящийся не удостоился избавления, близость к Б-гу все же обретена. Но есть и более высокий уровень: «Желание трепещущих перед Ним исполнит, вопль их услышит и спасет их», — тот, кто поднялся на уровень «трепещущего перед Б-гом», удостаивается (не только близости к Нему, но и) избавления. Так или иначе, мы узнаем, что и тот, кто не поднялся еще на уровень «трепета перед Б-гом», через молитву обретает близость к Нему.

Тому, кто стремится очиститься, с Небес помогают

Всего этого может достичь каждый, здесь не требуется тяжело трудиться. Наши мудрецы сказали (Йома 38б): «Тому, кто стремится очиститься, с Небес помогают». Если человек сам приложит усилия, он получит и помощь Свыше. А первоначальное «приложение собственных усилий» состоит в регулярном изучении книг мусара, каждый день «в определенное время», по выражению рабейну Йоны. Это изучение непременно окажет влияние на изучающего: ведь человек по самой своей природе подчиняется воздействию того, что видит и слышит. Даже если в первое время это влияние остается незаметным, с течением времени изменения в лучшую сторону произойдут непременно.

Одновременно с этим необходимо прилагать усилия и в молитве. И хотя стих и говорит, что обещание «услышать и спасти» дано только «трепещущим перед Ним», по всей вероятности, речь идет лишь о материальном спасении. Если же человек молится о духовном, мы знаем от великого мудреца раби Исраэля Салантера: «Исследовано и проверено, что молитва о духовном никогда не возвращается ни с чем». Это означает, что сама молитва уже одаривает близостью к Б-гу, и тем самым человек становится другим — близким к своему Творцу и связанным с Ним. Таким образом, человек должен прилагать усилия в двух направлениях: изучения мусара и молитвы. Кроме того, он должен искать совета тех, кто способен подсказать ему, как продвинуться на духовном пути.

И мы действительно видим людей, не отличающихся образованностью, но прямых сердцем, стоящих на высочайшей ступени веры и трепета перед Б-гом, и близость их к Б-гу по-настоящему совершенна. Это действительно совершенно обычные люди, без каких-либо бросающихся в глаза особенностей поведения; великими из делает знание истины и труд в том направлении, которое мы обрисовали. Этот путь — долгий, но надежный. Конечно, достижение совершенства требует долгого времени, однако это не трудно — особенно если не забывать о помощи Свыше.

Все знают, что если человек берется за дело, которое ему не по силам, у него ничего не выходит. Во всех книгах говорится, что духовный рост — дело постепенное, что человек должен с осторожностью переходить со ступени на ступень. Недопустимо перепрыгивать черед ступени, пренебрегая ограничениями человеческой природы. Делать человек должен лишь то, что ему по силам, и не браться за то, что их превышает.

Слушать наставления мудрецов

Рабейну Йона (2:10) приводит и третий способ совершить полное раскаяние за короткое время. Он пишет: «Если человек будет слушать наставления мудрецов и тех, кто его упрекает, прислушается к ним, воспримет их, смирит свои страсти, раскается и примет все слова упрека близко к сердцу, твердо решив ни одного из них не упустить, — такой человек за одно мгновение выходит из мрака в великий свет.»

Однако все это работает лишь при определенном условии. Ведь дурное побуждение сильно и неотступно, и наши мудрецы (Кидушин 30б) сказали, что, если бы не помощь Свыше, никто не мог бы с ним справиться. Месилат Йешарим в главе 2 разъясняет — и то же самое говорится от имени Виленского Гаона (Коль Элияу, Сукка), что Б-г помогает человеку лишь тогда, когда сам он делает все, что в его силах. Он не обязан делать больше, чем в состоянии, но должен, не насилуя себя, сделать все, на что способен. Ведь, если он не сделает всего, что может, он выкажет тем самым пренебрежение к своей задаче! А тогда не только помощи Свыше он не получит, — более того, он заслужит обвинение в том, что получил от Б-га силы не по праву, раз не использует их, как должно.

Это — легкий путь, надежный и радостный. Всякий, кто изучает книги мусара, радуется своему уделу, и успех ему обеспечен. Нет сомнений, что всякий, кто занят этим, удостоится того, что ему будет записан и запечатан оправдательный приговор Суда!

Канун Рош аШана 5767, перевод А. Кутуков.


Почему еврейские мудрецы называют мужа и жену «любящие друзья?» Как достичь истинной любви, да и что это такое — любовь? О взгляде Торы на любовь — читайте в этой теме. Читать дальше