Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыдить кого-то публично — настолько серьёзное преступление, что совершивший его лишается доли в грядущем мире»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
Люди — существа берущие, а не дающие. Создавая потомство, они становятся дающими и любящими. Но очень быстро, они снова обращаются в тех же берущих, какими и были.

Эта любовь — одна из поразительных сил души человека. На первый взгляд, кажется, что у этой любви нет особенного содержания, что она по глубокому замыслу Творца, благословен Он, дана нам ради существования мира, как, например, дано было нам чувство голода ради существования тела.

Но такая точка зрения далека от понимания сути этого явления. Ведь даны сердцу человека страсти, а также горячее желание иметь детей. Всего этого достаточно для того, чтобы обеспечить упомянутые цели. Если так, зачем добавлена ещё и любовь?

Слышал я мнение, что эта любовь — порождение признательности, когда выражают взаимную благодарность за помощь друг другу в исполнении закона природы. Но говорящие так ошибаются, ведь есть так много неблагодарных людей, но что-то не видно, чтобы им недоставало любви. Поэтому сказано, что эта любовь приходит, когда мужчина и женщина дополняют друг друга. Это вложил в их природу Б-г, как сказали мудрецы наши: «Тот, у кого нет жены, …не является человеком в полном смысле» (Берешит раба 17). Жизнь одинокого человека не полна, ибо он не может выполнить своего предназначения. Потому в жизни мужчина и женщина дополняют друг друга, дают этим друг другу завершённость, полноту и гармоничность, любят друг друга. И это ясно, ибо дающий — любит. И в этом суть их любви, потому что всё их желание — дать удовлетворение и наслаждение друг другу. Но почему в большинстве случаев эта любовь так недолговечна?

Но дело все в том, что люди, в общем-то, существа берущие, а не дающие. И когда их принуждает закон природы (создать потомство), они становятся дающими и любящими. Но очень быстро, как только уменьшается это давление их естества, они снова обращаются в тех же берущих, какими и были, и сами даже не чувствуют того момента, когда произошла эта обратная перемена. И потому, что вначале они соединились, чтобы быть дающими, а постепенно вернулись в свое «берущее» состояние, каждый из них начинает требовать от другого выполнения данных или подразумеваемых обязательств.

Разве возможна любовь при таком положении? Поэтому я всегда говорю молодой паре в час их свадебного веселья: «Я предупреждаю вас, дорогие мои, чтобы вы всегда стремились дать друг другу ту полноту удовлетворения, которую чувствуете в себе в этот час. И знайте, что с той минуты, когда начнёте предъявлять друг другу требования, счастье начнёт покидать вас». Но есть люди, не желающие супружества, которые не могут отделаться от привычки «брать», которая так сильна в них. И зов природы не в состоянии сделать их «дающими» даже на короткое время.

Так и те, кто хочет иметь мало детей (явление частое в наше время), в них также велика сила «взятия», и не хотят давать даже своим детям. Однако по-настоящему хорошая, крепкая связь между мужем и женой устанавливается лишь тогда, когда оба достигают высот даяния. Тогда любовь их не проходит, и жизнь их наполняется счастьем и удовлетворением на все дни их жизни.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.