Из цикла «Стремись к истине», темы: Любовь, Мировоззрение, Муж и Жена, Мусар, Эгоизм, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель
Эта любовь — одна из поразительных сил души человека. На первый взгляд, кажется, что у этой любви нет особенного содержания, что она по глубокому замыслу Творца, благословен Он, дана нам ради существования мира, как, например, дано было нам чувство голода ради существования тела.
Но такая точка зрения далека от понимания сути этого явления. Ведь даны сердцу человека страсти, а также горячее желание иметь детей. Всего этого достаточно для того, чтобы обеспечить упомянутые цели. Если так, зачем добавлена ещё и любовь?
Слышал я мнение, что эта любовь — порождение признательности, когда выражают взаимную благодарность за помощь друг другу в исполнении закона природы. Но говорящие так ошибаются, ведь есть так много неблагодарных людей, но что-то не видно, чтобы им недоставало любви. Поэтому сказано, что эта любовь приходит, когда мужчина и женщина дополняют друг друга. Это вложил в их природу Б-г, как сказали мудрецы наши: «Тот, у кого нет жены, …не является человеком в полном смысле» (Берешит раба 17). Жизнь одинокого человека не полна, ибо он не может выполнить своего предназначения. Потому в жизни мужчина и женщина дополняют друг друга, дают этим друг другу завершённость, полноту и гармоничность, любят друг друга. И это ясно, ибо дающий — любит. И в этом суть их любви, потому что всё их желание — дать удовлетворение и наслаждение друг другу. Но почему в большинстве случаев эта любовь так недолговечна?
Но дело все в том, что люди, в общем-то, существа берущие, а не дающие. И когда их принуждает закон природы (создать потомство), они становятся дающими и любящими. Но очень быстро, как только уменьшается это давление их естества, они снова обращаются в тех же берущих, какими и были, и сами даже не чувствуют того момента, когда произошла эта обратная перемена. И потому, что вначале они соединились, чтобы быть дающими, а постепенно вернулись в свое «берущее» состояние, каждый из них начинает требовать от другого выполнения данных или подразумеваемых обязательств.
Разве возможна любовь при таком положении? Поэтому я всегда говорю молодой паре в час их свадебного веселья: «Я предупреждаю вас, дорогие мои, чтобы вы всегда стремились дать друг другу ту полноту удовлетворения, которую чувствуете в себе в этот час. И знайте, что с той минуты, когда начнёте предъявлять друг другу требования, счастье начнёт покидать вас». Но есть люди, не желающие супружества, которые не могут отделаться от привычки «брать», которая так сильна в них. И зов природы не в состоянии сделать их «дающими» даже на короткое время.
Так и те, кто хочет иметь мало детей (явление частое в наше время), в них также велика сила «взятия», и не хотят давать даже своим детям. Однако по-настоящему хорошая, крепкая связь между мужем и женой устанавливается лишь тогда, когда оба достигают высот даяния. Тогда любовь их не проходит, и жизнь их наполняется счастьем и удовлетворением на все дни их жизни.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»