Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Из сказанного в предыдущей главе ясно, что в каждом человеке есть искра силы даяния. И это потому, что не дано силе взятия ликвидировать эту искру, иначе бы рухнула вселенная: люди не женились бы и не растили бы детей. Поэтому установил Благословенный, что искра эта никогда не отдалится от человека. Однако из-за того, что интерес к даянию у людей мал, они избирают тех, кто им нравится, и лишь тем делают добро, лишь тех любят, лишь тех считают своими — свои семьи, родных, друзей, товарищей; а остальных людей почитают чужими и чуждыми, относятся к ним с «мерой взятия», соперничают, ссорятся с ними и захватывают у них всё, что только могут. Но подумай! Человек любит того, кому даёт, и есть в этом частица его самого, и слит он с тем. Потому пойми, что чужим ты считаешь того, кому пока ты ничего не дал, не сделал ему никакого добра. Однако если начнёшь делать добро всем вокруг себя, тогда ты почувствуешь, что все они близки тебе, как родные, всех их ты любишь, потому что в каждом из них есть частица тебя самого, и на всех них распространяется твоя индивидуальность, твоя сущность.

Человеку, удостоившемуся подняться на такую высокую ступень, ясен и понятен во всей его простоте смысл заповеди Торы: «…и люби ближнего, как самого себя» — как себя, не делая никакого различия… Как себя — в полной мере (Месилат йешарим* 11), ибо в душе своей обнаружишь, что ты и он — одно целое, и ощутишь со всей ясностью, что он для тебя, как ты сам.


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше

Песни Пасхальной ночи и кровавые пасхальные наветы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.

История еврейского народа 68. Эпидемии в Европе: черная смерть

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.

История еврейского народа 101. Польские евреи после трагедии 5408 (1648) года

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.

История еврейского народа 67. Политическое и экономическое положение евреев Германии после III крестового похода

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Крестовые походы коренным образом изменили политическое и экономическое положение евреев Германии.