Из цикла «Стремись к истине», темы: Любовь, Мировоззрение, Хесед, Мусар, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель
Не существует в мире человека, в котором не было бы искры даяния. Это видно по его радости и веселью, которые никогда не могут быть полными, если он одинок, а также в его тоске по обществу, исходящей из глубин его души. А что лежит в основании этой тоски? Искра силы даяния.
Каждый человек очень хочет иметь детей, и тому есть два основания:
а) он ощущает детей как своё продолжение после смерти;
б) он чувствует нужду и необходимость в том, чтобы был у него кто-то, кого он будет любить и о ком будет заботиться.
Мы видим бездетных людей, которые взяли в свой дом сирот и усыновили их. Иные же крепко привязались к собаке или другому животному, как к ребёнку. Разве это не показывает нам, как глубоко спрятан в душе человека корень силы даяния?!
Здесь встаёт перед нами интересный вопрос: раз любовь и даяние обнаруживаются вместе, не является ли даяние порождением любви? Или наоборот, любовь возникает из даяния?
Мы привыкли считать даяние порождением любви, потому что любимому человек делает добро. Но есть иное мнение: человек любит плоды своих трудов, ощущает их как часть своей индивидуальности, будь то сын, рождённый или усыновленный, выращенное им животное, посаженное своими руками растение или построенный им дом. Человек относится с любовью к трудам рук своих, ибо видит в них себя. Я нахожу источник второго мнения в словах наших учителей из трактата Дерех Эрец зута /ч.2/: «Если ты желаешь быть преданным в любви своему товарищу, заботься о его пользе (делай ему добро)».
Эта любовь очень глубока. Посмотрим, что написано в Торе Всевышнего (единственном источнике полных знаний о глубинах духовных сил, так как лишь Творцу одному известны тайны души созданного Им человека):
«Тот, кто построил свой дом и не обновил его… тот, кто насадил виноградник и не почал его (после четырех лет)… тот, кто обручился с женщиной, но еще не ввел её (в свой дом)…» (Дварим 20:5-7) — всех их без различия возвращают домой при подготовке к войне. И подчёркивают наши мудрецы, что любовь к плодам своего труда подобна любви к обручённой девушке. Эта любовь, несомненно, порождена даянием.
Я был свидетелем следующих событий. Молодые родители души не чаяли в своем маленьком сыне. И вот началась война, и все жители тех мест бежали от врага. Случилось так, что перипетии войны разделили эту тесную семью: отец и сын остались по одну сторону фронта, а мать — по другую. И так были разлучены в печали и тоске несколько лет, пока не утихла война и не установился мир. Тогда и соединились вновь все члены этой семьи.
Но что удивительно: они не смогли восстановить потерянного. Любовь между отцом и сыном была более глубокой, привязанность более сильной, чем любовь между сыном и матерью. Она разлучилась с ним, когда он был малышом, а обрела его большим, непохожим и даже каким-то чужим, и всё ещё тосковала по разлучённому с ней малышу. Но всё это эмоции. В чём же корень проблемы? Корень в том, что воспитал и вырастил мальчика отец, а не мать. И это то, чего матери недоставало, что досталось отцу, а не ей. Любовь, проистекающая из даяния, вся перешла к отцу.
Общее правило: то, что человек отдаёт, он не теряет, «что отдал, то твоё». Ведь это расширение, распространение его личности, его индивидуальности, ибо это даёт ему почувствовать часть себя самого в своем товарище, которому он дал её. И в этом та привязанность, та спайка между людьми, которую называют «любовью».
Рав Ицхак Зильбер
Проблема антисемитизма, его происхождение, почему религиозных евреев так не любят?
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
З. Рубашев
Движение украинских крестьян XVIII века против польской шляхты и католического духовенства сильнее всего обрушилось на еврейское население.
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Журнал «Мир Торы»
Антисемитизм
Журнал «Мишпаха»
«Это Тора, а это награда за выполнение её заповедей?» — Чем виноваты праведники и маленькие дети, погибшие в огнях Катастрофы?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»
Лозунг «Бей жидов, спасай Россию» воплощается. Погромы на юге России негласно поддерживаются царским правительством.
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»
Уничтожение нацистами еврейской общины в Европе