Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все злодеи, грешники, отступники, если они раскаялись в грехах публично или хотя бы только в сердце своём, принимаются, как сказано: “Вернитесь, заблудшие дети, Я излечу вас, когда вы вернётесь” (Ирмиягу 3, 22)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 3, 14

Когда создал Вс-вышний человека, Он дал ему возможность играть в жизни одну из двух ролей: роль стяжателя или роль альтруиста. Альтруизм, желание давать — это качество, основы которого находятся в высших духовных сферах. Ибо Создателю присуще[1] жалеть и творить добро. Он даёт, и не получает ничего взамен. (Ведь иначе быть не может, так как у Него есть всё ‒ как написано[2] «Если праведен ты, — что дашь Ему?») С подобной возможностью был создан и человек, как написано[3] «в образе Нашем по подобию Нашему». Именно благодаря этому, человек способен жалеть, творить добро, бескорыстно отдавать ближнему.

А стяжательство, которое заключается в том, что человек хочет прибрать к рукам абсолютно всё, что попадает в сферу его внимания. Это влечение также иногда называют «любовью к себе». Оно является источником всего зла.

Среди стяжателей есть такие, которые отнимают силой, и ничего не платят. Такие люди называются «бандиты». А есть такие, которые забирают тайком. Это воры. Есть также жулики, которые обманом заставляют людей отдать им свое имущество.

Все эти преступники разделяются на две категории: злоумышленники глобальных и локальных масштабов.

Глобальные преступники — это те, что объявляют войны и уничтожают народы. И нет на них ни суда, ни управы. И только сам Вс-вышний взимает с них по справедливости.

Локальные — это те, что грабят отдельных людей. Для борьбы с ними была создана судебная система, которая способна их наказывать. Эта система призвана защищать людей от преступных деяний.

Общество старается воспитать в своих членах чувство справедливости. Это воспитание направлено на то, что бы чувство стыда не давало человеку поступить неправильно. При этом, источник зла в душе человека — а именно, стремление к стяжательству — остаётся. Поэтому, не стоит верить в добродетель цивилизации. Под эгидой цивилизованного общества совершаются обманы, ограбления и убийства. Ведь сказали мудрецы благословенной памяти[4]: не будь страха перед властями, люди пожирали бы друг друга живьём.

Среди стяжателей есть и такие, которые предпочитают не ссорится с законом. Они не пойдут на преступление, что бы силой или обманом забрать чужое. К этой категории относятся любители получать подарки, наследства, подаяния. А также — любители большой наживы, барышники. Про них сказал мудрейший из людей[5] «ненавидящий подарки удостоится жизни».

Эти влечения — стремление получать и стремление отдавать — являются источниками всего плохого и всего хорошего, что есть в человеке. И все действия, которые совершает человек, проистекают из одного из этих стремлений.

Знай, что душа всегда стремится к одной из крайностей, а среднего не дано. В сокровенных желаниях, таящихся в глубине её, нет компромиссов; поэтому истинные интересы человека никогда не носят нейтральный характер. Любое действие, слово, мысль обязательно исходят или из абсолютного альтруизма или из абсолютного эгоизма. Исключением являются только мысли замкнутые на внутреннем мире человека и не имеющие никакого отношения к тому, что происходит в мире внешнем. Похожая идея встречается в книге Обязательства Сердец (врата Служения Вс-вышнему, гл. 4): В глубинах сердца существуют только обязанности и запреты, сердце не терпит ничего нейтрального.

Поразмыслив над этим, начнём немножко понимать, что имелось в виду под «ненавидящий подарки удостоится жизни».


[1] Когда речь идёт о качествах Создателя, имеются в виду Его качества по отношению к творению. О Его истинных качествах у нас нет никакого представления.

[2] Ийов 35:7

[3] Брейшис 1:26

[4] Трактат Авос, гл. 3, мишна 2

[5] Мишлей 15:27. Мудрейший из людей — это царь Соломон, автор книги Мишлей

Печатается с разрешения переводчика р. Берла Набутовского и фонда «Беерот Ицхак»


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.

Недельная глава Бешалах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.