Из цикла «Эссе о благодеянии», темы: Хесед, Эгоизм, Элиягу Деслер, Отношения между людьми, Жадность
Когда создал Вс-вышний человека, Он дал ему возможность играть в жизни одну из двух ролей: роль стяжателя или роль альтруиста. Альтруизм, желание давать — это качество, основы которого находятся в высших духовных сферах. Ибо Создателю присуще[1] жалеть и творить добро. Он даёт, и не получает ничего взамен. (Ведь иначе быть не может, так как у Него есть всё ‒ как написано[2] «Если праведен ты, — что дашь Ему?») С подобной возможностью был создан и человек, как написано[3] «в образе Нашем по подобию Нашему». Именно благодаря этому, человек способен жалеть, творить добро, бескорыстно отдавать ближнему.
А стяжательство заключается в том, что человек хочет прибрать к рукам абсолютно всё, что попадает в сферу его внимания. Это влечение также иногда называют «любовью к себе». Оно является источником всего зла.
Среди стяжателей есть такие, которые отнимают силой, и ничего не платят. Такие люди называются «бандиты». А есть такие, которые забирают тайком. Это воры. Есть также жулики, которые обманом заставляют людей отдать им свое имущество.
Все эти преступники разделяются на две категории: злоумышленники глобальных и локальных масштабов.
Глобальные преступники — это те, что объявляют войны и уничтожают народы. И нет на них ни суда, ни управы. И только сам Вс-вышний взимает с них по справедливости.
Локальные — это те, что грабят отдельных людей. Для борьбы с ними была создана судебная система, которая способна их наказывать. Эта система призвана защищать людей от преступных деяний.
Общество старается воспитать в своих членах чувство справедливости. Это воспитание направлено на то, чтобы чувство стыда не давало человеку поступить неправильно. При этом, источник зла в душе человека — а именно, стремление к стяжательству — остаётся. Поэтому, не стоит верить в добродетель цивилизации. Под эгидой цивилизованного общества совершаются обманы, ограбления и убийства. Ведь сказали мудрецы благословенной памяти[4]: не будь страха перед властями, люди пожирали бы друг друга живьём.
Среди стяжателей есть и такие, которые предпочитают не ссориться с законом. Они не пойдут на преступление, чтобы силой или обманом забрать чужое. К этой категории относятся любители получать подарки, наследства, подаяния. А также — любители большой наживы, барышники. Про них сказал мудрейший из людей[5] «ненавидящий подарки удостоится жизни».
Эти влечения — стремление получать и стремление отдавать — являются источниками всего плохого и всего хорошего, что есть в человеке. И все действия, которые совершает человек, проистекают из одного из этих стремлений.
Знай, что душа всегда стремится к одной из крайностей, а среднего не дано. В сокровенных желаниях, таящихся в глубине её, нет компромиссов; поэтому истинные интересы человека никогда не носят нейтральный характер. Любое действие, слово, мысль обязательно исходят или из абсолютного альтруизма или из абсолютного эгоизма. Исключением являются только мысли замкнутые на внутреннем мире человека и не имеющие никакого отношения к тому, что происходит в мире внешнем. Похожая идея встречается в книге Обязательства Сердец (врата Служения Вс-вышнему, гл. 4): В глубинах сердца существуют только обязанности и запреты, сердце не терпит ничего нейтрального.
Поразмыслив над этим, начнём немножко понимать, что имелось в виду под «ненавидящий подарки удостоится жизни».
[1] Когда речь идёт о качествах Создателя, имеются в виду Его качества по отношению к творению. О Его истинных качествах у нас нет никакого представления.
[2] Ийов 35:7
[3] Брейшис 1:26
[4] Трактат Авос, гл. 3, мишна 2
[5] Мишлей 15:27. Мудрейший из людей — это царь Соломон, автор книги Мишлей
Печатается с разрешения переводчика р. Берла Набутовского и фонда «Беерот Ицхак»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»