Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда дурное начало влияет на человека, он видит себя совершенным и больше не хочет расти

Именно эта суть зла раскрывается в споре раби Йеуды а-Наси с Антигносом о дурном начале (Сангедрин 91б): «Сказал ему Антигнос: “С какого момента дурное начало владеет человеком? С момента его формирования (в утробе матери) или с момента, когда он выходит (в этот мир)?” Ответил ему Раби: “С момента формирования”. Ответил ему Антигнос: “Если так, он стал бы биться в утробе и выпал бы. Поэтому [очевидно], что только с момента выхода”. Сказал Раби: “Этому научил меня Антигнос, и Писание подтверждает его слова, как сказано: “У порога грех лежит[1]””.»

Как мы видим, характерным для дурного начала было бы действие «бьется в утробе матери и выпадает». То есть он видит себя совершенным и больше не хочет расти: несмотря на то, что такой «выход» повлечет за собой его смерть, дурное начало не обращает на это внимания. Все его желание — жить «независимо», самому по себе. Он сам знает, что для него хорошо. Это и есть зло.

Это же и объясняет, почему собственно слово «зло» (на святом языке) происходит от слова «разбиение» (отсечение): оно отсекает дальнейший рост. Оно отвергает все, что делает его «зерном» ради того, чтобы из него выросло нечто другое, — ведь оно уже совершенно!

Мы видим в Талмуде, что «зародыш» — это человек в аспекте «корня»: в нем нет дурного начала. Поэтому еще до рождения его «обучают всей Торе, и свеча горит над его головой, и видит он с ней от одного края мира до другого». Это настоящий образ человека, настолько, что даже Ийов «скучал» по этому состоянию: «Кто бы дал мне [жизнь], как в первые месяцы!?» — когда возраст его измерялся только месяцами, а не годами, т. е. во время внутриутробной жизни.

Талмуд описывает человеку «образ» жизни младенца в утробе, дабы научить его продолжать так же и в дальнейшем. Для того чтобы и в этом мире он продолжил быть только «корнем» и готовился к вечной жизни. Именно такой образ жизни дает ему «Древо жизни». Именно к нему мы должны стать причастными ради того, чтобы жить вечно.


[1] Т. е. как только ты выходишь «за порог», тебя поджидает грех.


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.