Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда дурное начало влияет на человека, он видит себя совершенным и больше не хочет расти

Именно эта суть зла раскрывается в споре раби Йеуды а-Наси с Антигносом о дурном начале (Сангедрин 91б): «Сказал ему Антигнос: “С какого момента дурное начало владеет человеком? С момента его формирования (в утробе матери) или с момента, когда он выходит (в этот мир)?” Ответил ему Раби: “С момента формирования”. Ответил ему Антигнос: “Если так, он стал бы биться в утробе и выпал бы. Поэтому [очевидно], что только с момента выхода”. Сказал Раби: “Этому научил меня Антигнос, и Писание подтверждает его слова, как сказано: “У порога грех лежит[1]””.»

Как мы видим, характерным для дурного начала было бы действие «бьется в утробе матери и выпадает». То есть он видит себя совершенным и больше не хочет расти: несмотря на то, что такой «выход» повлечет за собой его смерть, дурное начало не обращает на это внимания. Все его желание — жить «независимо», самому по себе. Он сам знает, что для него хорошо. Это и есть зло.

Это же и объясняет, почему собственно слово «зло» (на святом языке) происходит от слова «разбиение» (отсечение): оно отсекает дальнейший рост. Оно отвергает все, что делает его «зерном» ради того, чтобы из него выросло нечто другое, — ведь оно уже совершенно!

Мы видим в Талмуде, что «зародыш» — это человек в аспекте «корня»: в нем нет дурного начала. Поэтому еще до рождения его «обучают всей Торе, и свеча горит над его головой, и видит он с ней от одного края мира до другого». Это настоящий образ человека, настолько, что даже Ийов «скучал» по этому состоянию: «Кто бы дал мне [жизнь], как в первые месяцы!?» — когда возраст его измерялся только месяцами, а не годами, т. е. во время внутриутробной жизни.

Талмуд описывает человеку «образ» жизни младенца в утробе, дабы научить его продолжать так же и в дальнейшем. Для того чтобы и в этом мире он продолжил быть только «корнем» и готовился к вечной жизни. Именно такой образ жизни дает ему «Древо жизни». Именно к нему мы должны стать причастными ради того, чтобы жить вечно.


[1] Т. е. как только ты выходишь «за порог», тебя поджидает грех.


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.