Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Определение понятия «зло»

«Утверждающий, что нет воскрешения мертвых в Торе» считается еретиком. И мы объяснили, что обязанность верить в воскрешение мертвых включает в себя и обязанность верить, что это обещано Торой. Основано это на том, что будущая жизнь «произрастет» для нас ровно настолько, насколько наша нынешняя жизнь является «семенем». Но если человек живет здесь как в настоящей реальности, если он видит главное в этих ограниченных рамках, не «сеет», полагаясь на веру в будущую жизнь, — в такой жизни нет места воскрешению мертвых.

Главное в Ган Эдене — это «Древо жизни», как написано: «И Древо жизни внутри сада» (Берешит 2:9), а Онкелос переводит это как «в центре сада». Центр — это всегда средоточие явления, «стороны» — это уже только распространение центра вширь. Адам был изгнан из Ган Эдена, чтобы лишить его доступа к Древу жизни, как и сказано в Писании: «Дабы не протянул руку и не взял и от Древа жизни, не съел и не стал жить вечно; и отослал его Всевышний Б-г из Ган Эдена» (Берешит 3:22).

Древо жизни — это Тора, как сказано: «Она — Древо жизни для держащихся за нее» (Мишлей 3:18). Именно она учит, как использовать этот мир в качестве семени и насаждения. Как мы и говорим в благословении на Тору: «И жизнь вечную насадил внутри нас». Другими словами, дарование нам истиной Торы превращает нашу жизнь в насаждение, а вырастет из этого целый сад.

Мудрецы указали нам, как вернуться к Древу жизни: «Отвечать “Амен” изо всех сил» — это вход в жизнь, устроенную согласно вере, это осознание вечной жизни, навстречу которой мы идем.

Древо познания, принесшее смерть, — это восприятие мира , какой он есть сейчас в качестве совершенного

Мы объяснили, что вечная жизнь гарантирована тому, чья жизнь уже в этом мире относится к вечности. Как мы сказали, имеется в виду человек, который видит этот мир не как мир реализации вещей, а как мир насаждений, которые вырастут в будущем. Но тот, кто не был «жив» никогда, как может восстать для будущей жизни!?

Когда Всевышний запрещал человеку есть от Древа познания добра и зла, Он сказал: «Ибо в день, когда вкусишь от него, смертью умрешь» (Берешит 2:17). Смысл этого запрета в том, что когда человек ест что-либо, это становится частью его жизненных сил. Всевышний запретил человеку присоединять к собственным жизненным силам восприятие зла, лишающее его вечной жизни.

Осмыслим, что такое «зло», запрещенное человеку. На святом языке слово «зло» (רע) означает «разбиение» и «отсечение», как в сочетании «сломанная лестница» (סולם רעוע), «сломанный трон» (כסא רעוע) — разбиение лишает возможности использовать вещь в соответствии с ее истинным назначением. И сказано: «Расколет[1] их посохом железным, как глиняный сосуд разобьет» (Псалмы 2:9). Речь идет о том, что предмет разделяется на части и рассыпается, так что становится непригодным для того использования, ради которого был создан.

Определение понятия «зло» проясняется и из того, как мудрецы заимствовали это слово для аллегорий. Сказано в Талмуде (Бава Мециа 105а): «“Оторванные” маслины и виноградины — Бейт Шамай считают их нечистыми, Бейт Илель — чистыми. Что значит “оторванные” маслины? — Сказал рав Уна: “маслины — злодеи”. Сказал рав Йосеф: Как в стихе: “И оторванные дети народа твоего попытаются осуществить пророчество и потерпят неудачу” (Даниэль 11:14). Рав Нахман бар Ицхак сказал: Отсюда — “И родил сына оторванного, проливающего кровь” (Йехезкель 18:10)».

Раши объясняет этот отрывок: «Маслины и виноградины — “злодеи” — это вечно недозрелые плоды, то есть их зрелость никогда не наступит».

Само собой разумеется, что маслины не совершают дурных поступков. Но здесь мы видим, в чем их подобие сути злодейства в мире. «Злодей» — это человек вечно недозрелый, зрелость его никогда не наступает. Суть зла в том, что оно уже сейчас видит себя зрелым и совершенным. Оно не готово ждать, не готово продолжить расти до тех пор, пока не вырастет в нечто на самом деле совершенное. Злодей не хочет никуда расти, он уже «есть», каков он здесь, таким он хочет и остаться, как нечто, уже достигшее совершенства.


[1] Это слово в оригинале образовано от того же корня רע.


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Недельная глава Микец

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Микец

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

«Микец» («По прошествии»)

Рав Бенцион Зильбер

Иосеф в тюрьме. «По прошествии двух лет» после освобождения царедворцев фараона, которым он безошибочно истолковал сны, он толкует сны фараона, предсказывающие семь лет изобилия, а затем – семь лет голода в стране. За это Иосеф выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный, кто способен принять меры, которые позволят справиться с бедой. В годы изобилия Иосеф делает запасы, а потом, когда «голод был на всей земле», в Египет отовсюду приходят люди купить зерно. В Египет приходят десять братьев Иосефа (второй сын Рахели – Биньямин – остается дома). Иосеф, не открываясь братьям, подвергает их допросу, оставляет одного из них заложником, а остальных отправляет за Биньямином. Во второй раз, когда братья приходят вместе с младшим, Иосеф обвиняет братьев в краже.

Недельная глава Микец

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Микец» («По прошествии») начинается с рассказа о том, как Йосеф истолковал царю Египта — Паро — его сны, предсказывавшие стране семь лет изобилия, а затем — семь лет голода. За это Йосеф был выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный человек, способный предотвратить беду. Кончается глава встречей Йосефа с братьями.

Будь прокляты грешники — даже похвала их приносит ущерб. Микец

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Йосеф не открывался братьям, пока они не осознали свой грех. Легче проявить снисхождение к обидчику, чем возлюбить его.

Глава Микец

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Йосеф, хотя всё время, пока был в тюрьме, надеялся только на Творца. Поэтому первая часть Мидраша говорит, что он полагался на Б-га.

«МИКЕЦ» («ПО ПРОШЕСТВИИ»)

Проверено равом Бен-Ционом Зильбером

Материалы рассылки за 5766 год.