Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
К годовщине кончины рава Ицхака мы публикуем его комментарий на книгу Плачи Эйха, которую читают в Пост 9 Ава. Данный комментарий был опубликован Фондом наследия рава Ицхака Зильбера

Мы начинаем учить плач Ирмеяу — Эйха. Историю записал пророк Ирмеяу еще задолго до изгнания, первая глава была записана 17 лет до изгнания.

Пророк Ирмеяу пророчествовал 40 лет. И он говорил: «Горе мне, мама, что ты меня родила, я человек, которого все проклинают и ругают. Ни кому я деньги не одолжил, никому я не должен, а все меня проклинают». Почему? Потому что он предрекал от имени Бога, что если так будет продолжаться еще какое-то время — нарушение субботы, разврат, взяточничество, идолопоклонство — Бог не будет терпеть и выгонит евреев из страны. А ему говорили, что он враг страны, враг народа, ищет, что бы сказать плохое о евреях: «Мы евреи, мы — дети Авраама, Ицхака и Яакова, Бог нам обещал эту землю». А он ведет такие разговоры. Почему он так упорно ищет дурное?

История эта была такова (Ирмеяу 36:4—36:10).

Царь Иудеи Йеояким, сын Йошияу, был большой подлец.

Пророк Ирмеяу сидел в тюрьме, куда был посажен за то, что «не любит страну и своими словами только ослабляет положение в стране, наводит панику», и, если действительно есть враги, а Вавилон может напасть, зачем еще ослаблять настроение?

В 5 году его царства объявили пост, в месяц кислев.

Ирмеяу сказал Баруху, сыну Нерии, своему ученику: «Я не могу войти в Храм, я сижу (в заключении). Поэтому ты прочитай этот свиток, что Бог велел мне записать в день поста. Может быть, кто-нибудь отойдет от плохого пути, и молитва дойдет до Бога, потому что велик гнев Бога на этот народ».

Барух прочитал свиток (тогда были записаны только три главы) в комнате Гмарьяу, сына Шафана, на верхнем дворе, у входа в Храм, и весь народ слушал.

Михайяу, сын Гмарьяу, сына Шафана услышал и пошел и рассказал об этом министрам: Элишаме секретарю, Делаяу, сыну Шемаяу, Эльнатану, сыну Ахбора, Гмарьяу, сыну Шафана и Цидкияу, сыну Хананияу.

Вот что они сказали Баруху:

— Сделай следующее: возьми этот свиток, что Ирмеяу, твой учитель, записал, и приди, прочитай нам еще раз.

Он прочитал. Они очень испугались, и стали думать, рассказать ли царю. Тогда министры сказали ему:

— Ты и Ирмеяу спрячьтесь, и чтобы никто не знал, где вы.

Пришли к царю, а свиток оставили в комнате Элишамы, секретаря царя. Был там человек по имени Йеуди, он взял свиток и прочитал, и слышал царь и все министры.

Ему прочитали первую фразу: «Как сидит она одиноко, — столица многолюдная, стала она как вдова» (Эйха 1:1). Он слушает, думает — «ну и что, я все равно буду править».

Читают дальше «Плачет она в ночи, и слеза ее на щеках у нее, нет ей утешителя из всех любивших ее, все друзья ее ей изменили, стали ей врагами» (Эйха 1:2). Его это не тронуло.

«В изгнание ушла Иудея из-за бедствия и тяжкого рабства, сидела она меж народов, не находила покоя; все ее гонители настигали ее меж теснин. Дороги Циона в трауре — нет идущих на праздник, все врата ее опустели» (Эйха 1:3—4).

И это его не тронуло — «ну, все-же, я буду правителем».

Но когда прочитали пятую фразу: — «враги стали руководителями… Потому что

Бог наказал за грехи». — «Что? Я не буду царем? Кто это пишет?»

А это было в месяц кислев, по-нашему примерно декабрь. Топился камин. Йеояким сразу взял ножичек, вырезал из свитка имя Бога и бросил в огонь. И так везде — где было имя Бога, он вырезал и бросал в огонь.

Ирмеяу говорил, что это страшно: допустим, царь — негодяй, но люди, присутствующие не испугались, видя, как жгут имя Бога, не разорвали даже одежды. Это нехорошо, что-то же должно быть в душе у людей!

Эльнатан, Делаяу и Гмарьяу просили не сжигать. Но царь не послушался, он послал к своему сыну Йерахмиэлю, и Сераяу, сыну Азриэля, и Шелемьяу, сыну Авдеэля, с приказом найти писца Баруха и Ирмеяу. Но Бог сделал так, что найти их не удалось.__

После этих событий Бог сказал Ирмеяу: возьми и запиши новый свиток, и скажи про Йеоякима, царя Иудеи: «Так сказал Бог, ты обиделся, царь — сказав, почему ты написал, что придет вавилонский царь и изгонит людей и скот? Чтоб ты знал, Йеояким, что твой труп будет валяться на жаре днем и на холоде ночью» (Ирмея 36:30).

И Ирмеяу записал то, что было сожжено, и еще добавил две главы (третью и пятую).

Бог велел Ирмеяу составить этот «Плач» по алфавиту, начиная с алеф и кончая тав. Есть мнение, что народ Израиля нарушил все слова Торы от алефа до тав, и только потом был изгнан.

Мидраш приводит ремез — намек в буквах.

Говорит Бен Азай: евреи не так быстро были изгнаны, они провели 850 лет в своей стране, Бог долго ждал и посылал многих пророков, пока не дошло дело до того, что евреи стали отрицать веру в одного Бога. Это буква алеф. Числовое значение алеф — один.

Стали пренебрегать даже Десятью заповедями — можно не уважать отца, можно субботу нарушать, можно воровать — это буква йуд .

Дошло до того, что некоторые люди перестали делать обрезание. А обрезание было дано в 20-м поколении: от Адама до Ноаха — десять поколений, и от Ноаха до Авраама — десять. Всего 20 — это буква каф .

А потом и вообще перестали считаться с пятью книгами Торы. Человеку говорят:

«Слушай, в Торе написано — нельзя…» — а он отвечает: «А я не считаюсь с Торой, я неверующий!» Это буква эй.

Так получается слово « איכה » — «Как» — «Эйха», написанное с намеком:

Алеф — 1 — вера в одного Бога,
йуд — 10 — десять заповедей,
каф — 20 — обрезание,
эй — 5 — пять книг Торы.

Рав Леви говорит: есть грехи обычные, например, нельзя есть свинину, а есть грехи очень строгие — как нарушать Йом Кипур или есть хлеб в Песах, за которые положено наказание карет — когда отрезается душа от Бога, образно говоря, как дерево и отсохшая ветка. Тогда дошло дело до того, что они не боялись нарушить даже грехи, за которые полагается карет. Всего в Торе есть карет за 36 грехов. И пока евреи не нарушили все 36 таких запретов, Бог их не изгнал.

И это тоже вложено намеком в слово Эйха: сумма цифр — 36.

«В изгнанье ушла Иудея из-за бедствия и тяжкого рабства, сидела она меж народов, не находила покоя; все ее гонители настигали ее меж теснин». (Эйха 1:3)

Иудея ушла в изгнание из-за бедности и непосильной работы, они были уже под игом Вавилона: их заставляли много работать, платить дань, и кончилось тем, что они были окружены и осада продолжалась 2,5 года: от 10 тевета до 17 тамуза. И из-за голода и бедности были случаи, что люди ели человеческое мясо и были эпидемии.

«Сидела среди народов и не нашла там покоя». Те, кто ее преследует, поймали ее между теснин — а-мецарим — так называются границы виноградника или поля, узкое место.

Есть интересный мидраш, согласно которому Бог позаботился о том, чтобы было явление антисемитизма. Евреи по природе очень благодарны и в тех случаях, когда народы к ним относятся по-человечески хорошо, они очень хотят с ними сблизиться и хотят отказаться от законов о кашерной еде и от запрета на смешанные браки. «Как же так? Такие хорошие и почетные люди? А я буду еще удаляться?» И получается так, что в тех местах, где евреи слишком приближаются к окружающим народам — больше чем нужно, естественным образом появляется противоядие, возникает ненависть к евреям. Так было и в Египте. Пока евреи делали обрезание и не участвовали в праздниках идолопоклонников — их уважали, даже есть мидраш, который говорит, что платили какую-то небольшую пенсию как потомкам Йосефа. Но появились евреи, которые сказали: «Слушайте, почему мы держимся обособленно? Почему бы не участвовать в праздниках? Зачем делать обрезание, выделяться, Египет же — самая культурная страна?»

И как только они стали участвовать в праздниках вместе со всеми, сразу появилась ненависть. И то же мы видим на протяжении всей нашей истории.

Так что же говорит Ирмеяу: «Она сидит среди народов и не нашла покоя». Что значит «не нашла покоя»? Выходит, что очень хорошо, что не нашла покоя. Нашла бы покой — или растворились бы, или не пожелали бы выйти из изгнания.

Поймали ее «бейн а-мецарим» — между стенами виноградников, теснин. Эти три недели между 17 тамуза, когда враг ворвался в город, и 9 ава — днем разрушения Храма, называются «бейн мецарим». Мы сказали, что Иудея ушла в изгнание из-за бедности, что в конце концов не было возможности устоять экономически, был голод. Мидраш говорит об этом удивительную вещь: бедность они получили за то, что не хотели вспоминать выход из Египта. Нужно есть мацу, которая называется «хлеб бедности». А они ели вместо мацы хлеб. Так и получилось, что «в изгнанье ушла Иудея из-за бедности».

Бог разгневался: «Вы не хотите вспоминать выход из Египта, попробуйте быть в изгнании, будете еще проситься».

Другое объяснение: за то, что не помогали бедным, за то, что грабили бедных.

Зарплату обещали — и не додают.

Поминала (дочь) Иерусалима (в) дни бедствия своего и удручения все свое драгоценное, что было со дней давних; когда пал народ ее в руки притеснителя и нет помощника ей, на нее смотрели притеснители, смеялись над ее разорением. (Эйха 1:7)

Притеснители смотрят и смеются над ее разорением. «משבתה» — Мишбатеа — это от слова шават — «прекратился», однокоренное слово «שבת» — шаббат. Что кончились у них праздники и субботы. Нет радости праздничной. Мидраш дает еще одно объяснение. Многие евреи, которые у себя в стране нарушали субботу и праздники, попав в изгнание, стали там соблюдать. Я это видел, когда сидел в лагере. Один евсековец, какой-то молодой комсомолец в лагере старался поменьше в субботу работать. Другой сказал: 7 лет я уже не видел мацу, хочу, чтобы в этом году было все выполнено.

То же самое получилось и после разрушения Храма: евреи, будучи в изгнании, работая у неевреев, просились и хотели отдыхать в субботу и праздники, а те над ними смеялись: «У себя в стране вы не хотели соблюдать, а здесь вы хотите».

Мне рассказали, что в Голландии есть израильтяне, которые попали за какие-то преступления. И они были очень далеки от религии. А попадая в тюрьму, они просят кашерную пищу. И там смеются тоже: «У себя в стране вы это не хотели соблюдать, а здесь хотите».

«Да предстанет все зло пред Тобою, и причини им, как Ты причинил мне за все мои преступления, — ибо многочисленны стоны мои и сердце мое в боли». (Эйха 1:22)

«Да придет все их зло перед тобой и поступи с ними, как ты поступил со мной за все мои грехи». Интересно, что этот же пророк, Ирмеяу, говорит в 30 главе, что, хотя все эти враги были только орудием в руках Бога, поскольку они это делали от своей злобы (они ведь не гнали евреев за то, что те не хотели выполнять заповеди, они делали это просто по своему зверству) — решение Бога было изгнать, а они убивали детей в присутствие отцов и добавляли свое зло — было решено, что их постигнет то же самое. Так написано в Ирмеяу: все, кто тебя ели, будут сами съедены, и все, которые тебя изгнали, пойдут в плен. И это выполнилось удивительно с Вавилоном, который изгнал евреев в первый раз, он был потом побежден Персией и понес все те же наказания. А потом было сказано, что Вавилон на веки вечные будет болотом и опустится в землю. И это до сих пор так.

Есть книги 24-го года английских ученых (они есть и в советской печати — в 39 году в «Историческом вестнике»), в которых те удивляются, что в таком городе, как Вавилон, который был источником высокой культуры, — сейчас одно болото, и оно погружается на 1—2 см каждый год. Место, где был город, метра два в земле. Это на территории современного Ирака. И, как говорили пророки Йешаяу и Ирмеяу, это место останется безлюдным (Йешаяу 13:21, Ирмеяу 50:40).