Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Яаков посвятил себя воспитанию сыновей. Он молился о своих потомках во всех поколениях.

Истину Яакову (Миха 7)

«Когда пришел праотец Яаков, не было у него третьего качества, которого он мог бы держаться, но он держался двух качеств Авраама и Ицхака — качества Милости и качества Страха. Он дал всем людям понять величие их истинности, и держался их обоих истинно и всем сердцем. Он не склонялся ни вправо, ни влево, и потому Яаков называется “истиной”, в соответствии со своим качеством» (Шаарей Ора 7). Объединение и слияние двух качеств — это третье качество, Рахамим (Милосердие).

«Увидел Всевышний, что мир не может устоять под качеством Суда, предварил ему качество Милосердия и вовлек его в качество Суда» (Раши). Качество Милосердия дает существование миру, истинную реальность.

«Яаков — человек цельный, сидящий в шатрах»

«Яаков был человеком истины, поскольку его качество — Истина… Слово там (цельный) намекает на качество Истины, и дополнительно указывает, что оно является решающим» (Рабейну Бехае).

«Тайна среднего качества… Яаков сочетает два Шатра: шатер Авраама — Милость и шатер Ицхака — Суд» (Шаарей Ора). В этом заключалась суть Яакова — пребывание в этих двух шатрах, поскольку все стремления Яакова были связаны с обеспечением вечного существования семени Истины — Израиля. А существование связано с качеством Рахамим.

Дело Яакова — формирование семени Израиля

«Потому так сказал Г-сподь дому Яакова, который выкупил Авраама…» (Йешая 29). «Где же мы находим, что Яаков выкупил Авраама? Сказал рав Йеуда: Он выкупил его от страданий, связанных с воспитанием детей» (Санедрин 19б).

Рождению детей Яаков посвятил свои годы: «Приведи мою жену, ибо исполнились мои дни, и я войду к ней» — а ведь даже самый легкомысленный не говорит так, но он сказал это, чтобы породить потомство» (Раши, Берешит 29:21).

Только о выживании сыновей он беспокоился и молился, когда встретился с Эсавом: «Ибо боюсь я его, чтобы не пришел и не убил меня, мать с сыновьями» (Берешит 32:11).

В этом заключалась его предназначение в этом мире: «У него был знак свыше: если ни один из моих сыновей не умрет при моей жизни, мне обещано, что я не увижу Геинома (ада)» (Раши). Глубина ужаса, объявшего его, когда он услышал о смерти Йосефа («в горести спущусь к моему сыну в преисподнюю»), была связана с провалом его миссии в мире.

Яаков молился также о своих потомках во всех поколениях: «Что означает сказанное Яаковом: “Оставьте промежуток между стадами”? Сказал Яаков перед Всевышним: Если на моих сыновей придут беды, не приводи их одну за другой, но оставляй промежуток между бедами… Всевышний услышал его молитву, и обещал ему, что Он вызволит их из всех бед в заслугу Яакова, как сказано: “Ответит тебе Г-сподь в день беды, поднимет тебя ввысь имя Б-га Яакова” (Берешит раба). И его молитва хранит их во все поколения: “Начал Яаков и сказал: Властелин мира, разве не выдержал я 22 года в доме Лавана? А когда я вышел из его дома, встретил меня злодей Эсав и хотел убить моих сыновей. И я пожертвовал собою ради них. А сейчас они преданы в руки своих врагов, как овцы на заклание. И это после того как я вырастил их как цыплят и страдал, воспитывая их. Ибо большую часть своих дней я провел в великих мучениях из-за них. А теперь, неужели Ты не вспомнишь мне это, и не помилуешь моих сыновей?!” (Птихта деЭйха раба).

Яаков — это Израиль

Яаков боролся с ангелом Эсава за вечное существование своего потомства, и когда победил, удостоился имени “Израиль”. Это имя обеспечивает вечное бытие его потомков. “Израиль, даже если согрешил — остается Израилем”. Имя “Израиль” отменяет всякую возможность потери души из народа Израиля. Нет в мире такого деяния, которое могло бы отрезать человека от семени Яакова, от народа Израиля — “дабы не был отвержен от Него отверженный”.

Имя Исраэль можно расшифровать как Яшар-Эль, оно указывает на прямую (яшар) линию, не склоняющуюся ни к одному из краев. Это качество Истины, дающее вечное существование.

Сюда же относится суть качества Милосердия, которое дает грешнику возможность исправления, завтрашний день, когда каждый может исправиться: индивидуум и весь народ Израиля.

Существование Израиля заложено в истинности Творца. “Ибо Я, Г-сподь, не изменился, и вы, сыны Израиля, не исчезли” (Малахи 3:6).

Яаков выполнил свое предназначение. О часе его смерти сказано: “И поднял свои ноги на ложе, и скончался, и приобщился к своему народу” — его ложе (его потомство) тоже совершенно.

“Праотец Яаков не умер” — как его потомство живо, так и он жив» (Таанит 5б). «Поскольку в потомстве остальных праотцев была негодная примесь и не очистились порождения до Яакова, их потомство до Яакова не было в целом достойно приобщения к жизни и получения Торы — источника жизни… По этому поводу и сказали, что Яаков не умер, но не сказали, что праотцы не умерли, ибо часть их потомства умерла. И это свидетельствует о том, что сила их порождения не была живой без ущерба. Потомство же Яакова, которое все было избрано, свидетельствует о своем корне, что не было в нем никакой ущербности (Рашба).


Воровство и грабеж входят в число самых тяжких грехов, разрушающих общество. Воровать и грабить запрещено даже для того, чтобы только расстроить, проучить или попугать ближнего, а потом сразу же вернуть ему имущество. Различные виды обмана, мошенничества и выманивания также отнесены к категориям воровства или грабежа Читать дальше

Запрет кражи

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Воровство — это не только взлом магазина под покровом ночи или путешествие в чужой карман. Под это определение подпадет также уклонение от налогов и пошлин, невыплата долгов и даже небрежность при охране чужого имущества. Всё, что вы хотели знать о воровстве.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Кдошим

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Книга заповедей. Заповеди «делай»: 231-240

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

О похоронах, О рабах, Об ущербах

Ссуда под проценты 2

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы

Восьмая заповедь. Не обкрадывай себя

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Заповедь "не укради" в нашем цивилизованном мире давно трансформировалась в другую заповедь - "не попадайся"

Ссуда под проценты 1

Рав Бенцион Меламед,
из цикла «Ссуда под проценты»

Пишет Рамбам в книге «Яд Хазака» в законах «дающего в долг и одалживающего»: «Тора запрещает и одалживать под проценты, и брать под проценты, то есть и ростовщик, и его клиент нарушают запрет Торы». (перек 4).

Тора и бизнес. Не брать закон в свои руки

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Товар, который был взят в руки, и за который были внесены деньги, считается приобретенным. Покупатель не может самолично вернуть товар продавцу и потребовать возврат уплаченной суммы.

Истоки Устного Закона. Цель раввинского законодательства.

Хаим Шиммель,
из цикла «Истоки устного закона»

"Цель гзерот - предотвратить нарушение заповедей, а цель таканот - укрепление и развитие четырёх основ: религии, семьи, национального сознания, общества"

Урок упования. Четыре вида

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»

Тора и бизнес. Взять в долг без согласия владельца

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя брать чужие вещи без согласия владельца. Такая ситуация классифицируется Торой как воровство. Если в прошлом владелец многократно давал разрешение на пользование этой вещью, ее можно взять при соблюдении нескольких условий.

Тора и бизнес. Случайная подмена предметов или одежды

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Нельзя пользоваться чужой собственностью, не имея на это специального разрешения. Если человек по ошибке взял чужую вещь, он должен прекратить ее эксплуатацию с того момента, как выяснится ошибка.

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.