Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Яаков посвятил себя воспитанию сыновей. Он молился о своих потомках во всех поколениях.

Истину Яакову (Миха 7)

«Когда пришел праотец Яаков, не было у него третьего качества, которого он мог бы держаться, но он держался двух качеств Авраама и Ицхака — качества Милости и качества Страха. Он дал всем людям понять величие их истинности, и держался их обоих истинно и всем сердцем. Он не склонялся ни вправо, ни влево, и потому Яаков называется “истиной”, в соответствии со своим качеством» (Шаарей Ора 7). Объединение и слияние двух качеств — это третье качество, Рахамим (Милосердие).

«Увидел Всевышний, что мир не может устоять под качеством Суда, предварил ему качество Милосердия и вовлек его в качество Суда» (Раши). Качество Милосердия дает существование миру, истинную реальность.

«Яаков — человек цельный, сидящий в шатрах»

«Яаков был человеком истины, поскольку его качество — Истина… Слово там (цельный) намекает на качество Истины, и дополнительно указывает, что оно является решающим» (Рабейну Бехае).

«Тайна среднего качества… Яаков сочетает два Шатра: шатер Авраама — Милость и шатер Ицхака — Суд» (Шаарей Ора). В этом заключалась суть Яакова — пребывание в этих двух шатрах, поскольку все стремления Яакова были связаны с обеспечением вечного существования семени Истины — Израиля. А существование связано с качеством Рахамим.

Дело Яакова — формирование семени Израиля

«Потому так сказал Г-сподь дому Яакова, который выкупил Авраама…» (Йешая 29). «Где же мы находим, что Яаков выкупил Авраама? Сказал рав Йеуда: Он выкупил его от страданий, связанных с воспитанием детей» (Санедрин 19б).

Рождению детей Яаков посвятил свои годы: «Приведи мою жену, ибо исполнились мои дни, и я войду к ней» — а ведь даже самый легкомысленный не говорит так, но он сказал это, чтобы породить потомство» (Раши, Берешит 29:21).

Только о выживании сыновей он беспокоился и молился, когда встретился с Эсавом: «Ибо боюсь я его, чтобы не пришел и не убил меня, мать с сыновьями» (Берешит 32:11).

В этом заключалась его предназначение в этом мире: «У него был знак свыше: если ни один из моих сыновей не умрет при моей жизни, мне обещано, что я не увижу Геинома (ада)» (Раши). Глубина ужаса, объявшего его, когда он услышал о смерти Йосефа («в горести спущусь к моему сыну в преисподнюю»), была связана с провалом его миссии в мире.

Яаков молился также о своих потомках во всех поколениях: «Что означает сказанное Яаковом: “Оставьте промежуток между стадами”? Сказал Яаков перед Всевышним: Если на моих сыновей придут беды, не приводи их одну за другой, но оставляй промежуток между бедами… Всевышний услышал его молитву, и обещал ему, что Он вызволит их из всех бед в заслугу Яакова, как сказано: “Ответит тебе Г-сподь в день беды, поднимет тебя ввысь имя Б-га Яакова” (Берешит раба). И его молитва хранит их во все поколения: “Начал Яаков и сказал: Властелин мира, разве не выдержал я 22 года в доме Лавана? А когда я вышел из его дома, встретил меня злодей Эсав и хотел убить моих сыновей. И я пожертвовал собою ради них. А сейчас они преданы в руки своих врагов, как овцы на заклание. И это после того как я вырастил их как цыплят и страдал, воспитывая их. Ибо большую часть своих дней я провел в великих мучениях из-за них. А теперь, неужели Ты не вспомнишь мне это, и не помилуешь моих сыновей?!” (Птихта деЭйха раба).

Яаков — это Израиль

Яаков боролся с ангелом Эсава за вечное существование своего потомства, и когда победил, удостоился имени “Израиль”. Это имя обеспечивает вечное бытие его потомков. “Израиль, даже если согрешил — остается Израилем”. Имя “Израиль” отменяет всякую возможность потери души из народа Израиля. Нет в мире такого деяния, которое могло бы отрезать человека от семени Яакова, от народа Израиля — “дабы не был отвержен от Него отверженный”.

Имя Исраэль можно расшифровать как Яшар-Эль, оно указывает на прямую (яшар) линию, не склоняющуюся ни к одному из краев. Это качество Истины, дающее вечное существование.

Сюда же относится суть качества Милосердия, которое дает грешнику возможность исправления, завтрашний день, когда каждый может исправиться: индивидуум и весь народ Израиля.

Существование Израиля заложено в истинности Творца. “Ибо Я, Г-сподь, не изменился, и вы, сыны Израиля, не исчезли” (Малахи 3:6).

Яаков выполнил свое предназначение. О часе его смерти сказано: “И поднял свои ноги на ложе, и скончался, и приобщился к своему народу” — его ложе (его потомство) тоже совершенно.

“Праотец Яаков не умер” — как его потомство живо, так и он жив» (Таанит 5б). «Поскольку в потомстве остальных праотцев была негодная примесь и не очистились порождения до Яакова, их потомство до Яакова не было в целом достойно приобщения к жизни и получения Торы — источника жизни… По этому поводу и сказали, что Яаков не умер, но не сказали, что праотцы не умерли, ибо часть их потомства умерла. И это свидетельствует о том, что сила их порождения не была живой без ущерба. Потомство же Яакова, которое все было избрано, свидетельствует о своем корне, что не было в нем никакой ущербности (Рашба).


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Cмысл изгнаний

Рав Берл Набутовский

Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.