Из цикла «Даат тфила», темы: Яаков, Истина, Еврейская молитва, Колена Израиля, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Когда пришел праотец Яаков, не было у него третьего качества, которого он мог бы держаться, но он держался двух качеств Авраама и Ицхака — качества Милости и качества Страха. Он дал всем людям понять величие их истинности, и держался их обоих истинно и всем сердцем. Он не склонялся ни вправо, ни влево, и потому Яаков называется “истиной”, в соответствии со своим качеством» (Шаарей Ора 7). Объединение и слияние двух качеств — это третье качество, Рахамим (Милосердие).
«Увидел Всевышний, что мир не может устоять под качеством Суда, предварил ему качество Милосердия и вовлек его в качество Суда» (Раши). Качество Милосердия дает существование миру, истинную реальность.
«Яаков был человеком истины, поскольку его качество — Истина… Слово там (цельный) намекает на качество Истины, и дополнительно указывает, что оно является решающим» (Рабейну Бехае).
«Тайна среднего качества… Яаков сочетает два Шатра: шатер Авраама — Милость и шатер Ицхака — Суд» (Шаарей Ора). В этом заключалась суть Яакова — пребывание в этих двух шатрах, поскольку все стремления Яакова были связаны с обеспечением вечного существования семени Истины — Израиля. А существование связано с качеством Рахамим.
«Потому так сказал Г-сподь дому Яакова, который выкупил Авраама…» (Йешая 29). «Где же мы находим, что Яаков выкупил Авраама? Сказал рав Йеуда: Он выкупил его от страданий, связанных с воспитанием детей» (Санедрин 19б).
Рождению детей Яаков посвятил свои годы: «Приведи мою жену, ибо исполнились мои дни, и я войду к ней» — а ведь даже самый легкомысленный не говорит так, но он сказал это, чтобы породить потомство» (Раши, Берешит 29:21).
Только о выживании сыновей он беспокоился и молился, когда встретился с Эсавом: «Ибо боюсь я его, чтобы не пришел и не убил меня, мать с сыновьями» (Берешит 32:11).
В этом заключалась его предназначение в этом мире: «У него был знак свыше: если ни один из моих сыновей не умрет при моей жизни, мне обещано, что я не увижу Геинома (ада)» (Раши). Глубина ужаса, объявшего его, когда он услышал о смерти Йосефа («в горести спущусь к моему сыну в преисподнюю»), была связана с провалом его миссии в мире.
Яаков молился также о своих потомках во всех поколениях: «Что означает сказанное Яаковом: “Оставьте промежуток между стадами”? Сказал Яаков перед Всевышним: Если на моих сыновей придут беды, не приводи их одну за другой, но оставляй промежуток между бедами… Всевышний услышал его молитву, и обещал ему, что Он вызволит их из всех бед в заслугу Яакова, как сказано: “Ответит тебе Г-сподь в день беды, поднимет тебя ввысь имя Б-га Яакова” (Берешит раба). И его молитва хранит их во все поколения: “Начал Яаков и сказал: Властелин мира, разве не выдержал я 22 года в доме Лавана? А когда я вышел из его дома, встретил меня злодей Эсав и хотел убить моих сыновей. И я пожертвовал собою ради них. А сейчас они преданы в руки своих врагов, как овцы на заклание. И это после того как я вырастил их как цыплят и страдал, воспитывая их. Ибо большую часть своих дней я провел в великих мучениях из-за них. А теперь, неужели Ты не вспомнишь мне это, и не помилуешь моих сыновей?!” (Птихта деЭйха раба).
Яаков боролся с ангелом Эсава за вечное существование своего потомства, и когда победил, удостоился имени “Израиль”. Это имя обеспечивает вечное бытие его потомков. “Израиль, даже если согрешил — остается Израилем”. Имя “Израиль” отменяет всякую возможность потери души из народа Израиля. Нет в мире такого деяния, которое могло бы отрезать человека от семени Яакова, от народа Израиля — “дабы не был отвержен от Него отверженный”.
Имя Исраэль можно расшифровать как Яшар-Эль, оно указывает на прямую (яшар) линию, не склоняющуюся ни к одному из краев. Это качество Истины, дающее вечное существование.
Сюда же относится суть качества Милосердия, которое дает грешнику возможность исправления, завтрашний день, когда каждый может исправиться: индивидуум и весь народ Израиля.
Существование Израиля заложено в истинности Творца. “Ибо Я, Г-сподь, не изменился, и вы, сыны Израиля, не исчезли” (Малахи 3:6).
Яаков выполнил свое предназначение. О часе его смерти сказано: “И поднял свои ноги на ложе, и скончался, и приобщился к своему народу” — его ложе (его потомство) тоже совершенно.
“Праотец Яаков не умер” — как его потомство живо, так и он жив» (Таанит 5б). «Поскольку в потомстве остальных праотцев была негодная примесь и не очистились порождения до Яакова, их потомство до Яакова не было в целом достойно приобщения к жизни и получения Торы — источника жизни… По этому поводу и сказали, что Яаков не умер, но не сказали, что праотцы не умерли, ибо часть их потомства умерла. И это свидетельствует о том, что сила их порождения не была живой без ущерба. Потомство же Яакова, которое все было избрано, свидетельствует о своем корне, что не было в нем никакой ущербности (Рашба).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»