Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Наш главный враг — невежество. Изучайте все духовное наследие нашего народа: Талмуд, законы. И не из выгоды, а ради самого Учения»Рав Шимшон Рефаэль Гирш, “Мысли и афоризмы”
Яаков, который сочетал качества Авраама и Ицхака в совершенстве, являлся совершенным человеком

Яаков восседал в шатрах — Тора

«Яаков — человек простодушный, сидящий в шатрах» — «в шатрах Шема и Эвера (где изучали Тору)». Тора включает оба качества — Хесед и Дин.

«Из десницы Его — пламя Закона» (Дварим 33:2). «Тора была дана от десницы Всевышнего, которая есть Хесед. И потому тот, кто занимается Торой, называется хасид (благочестивый)» (Зоар).

С другой стороны, «Два первых речения Десятисловия — “Я Г-сподь” и “Да не будет у тебя богов других” мы услышали из уст Всесильного (מפי הגבורה)» (Макот 24). «Тора исходит из качества Гвура». «Тора была дана с ужасом, трепетом и страхом Б-жием» (Брахот 22).

Тора называется по имени обоих качеств — «Рахмана» (Милосердный). Тора включает в себя все качества. Ведь Всевышний «смотрел в Тору и творил мир».

Яаков — это Тиферет (Зоар)

Яаков, который сочетал качества Авраама и Ицхака в совершенстве, являлся совершенным человеком. «Избранный из праотцов», цельный человек, изображение которого высечено на Троне Славы. Раби Ицхак Гутнер, автор книги «Пахад Ицхак», замечательно определил этот вопрос: «Глубинный смысл всего это в том, что качеством Авраама стала любовь, и через это качество он старался раскрыть подобие Создателю. То же самое относится к Ицхаку: его качеством был страх перед Б-гом, и его служение заключалось в раскрытии подобия Создателю в этой области. Однако с Яаковом дело обстоит по-другому: у него вообще не было установленного качества. Уподобление Создателю и есть качество Яакова. На уровне Яакова и любовь, и страх — лишь способы уподобления Создателю. На уровне Авраама и Ицхака, любовь и страх — изначальны, а уподобление Создателю — их порождение. На уровне Яакова, уподобление изначально, а любовь и страх — его порождение. И поэтому, мера за меру, лицо Яакова высечено наверху» (Суккот, статья 22).

Совершенство соединения души и тела, единство между высшими и низшими мирами — «лестница, стоящая на земле, а вершиной достигающая небес». Это совершенство, царящее между душой и телом, дает возможность свету души пробиться через тело. В этом заключается красота формы человека: мудрость освещает его лицо. Раскрытие света души через тело создает красоту.

«Красота Яакова подобна красоте Первого человека» (Бава меция 4). Форма совершенного человека — венец творения.

Это совершенство яявляется корнем вечного существования, истинного существования, которое было предуготовано Первому человеку, Адаму, — вечная жизнь.

«Праотец Яаков не умер. Ведь его качество не было подобно другим, крайним качествам, которые влекут к переворотам. Смысл этого: его качество — решающее» (Рабейну Бехае, Берешит 49:33). Качество Яакова, Тиферет, символизирует прямая линия, у которой нет конца. Исраэль — яшар (прямой) — эль.

Совершенство молитвы Яакова — просьба о милосердии

Совершенство Яакова включает в себя совершенство его молитвы. Праведник способен своей молтивой властвовать над мировым порядком, творить чудеса и отменять суровые приговоры.

Яаков удостоился того, что его молитва легла в основу всех молитв народа Израиля: «Голос — голос Яакова; в каждой отвеченной молитве есть что-то от семени Яакова» (Гитин 57).

Как мы уже говорили выше, молитвы Авраама и Ицхака — это просьбы о восполнении недостатка в аспекте служения, к которому они прилепились, каждый — в соответствии со своим качеством. Так и у Яакова: его молитва — о милосердии.

Голос Яакова помогает Израилю, когда тот находится под воздействием сурового суда. Он пробуждает к нему милосердие и дает ему право на существование. «В день Рош аШана (Нового года) выходит Ицхак один… и садится на трон суда и зовет Эсава… А Ривка сказала Яакову, своему сыну… и приказывает ему прийти с теми лакомствами, и Яаков пробуждает снизу и облачается в молитвы и просьбы, и голос — голос Яакова… Молитвы, возносящиеся вверх, и просьбы… И благословил его, утих его гнев и обрадовалось сердце, и весь он — милосердие» (Зоар, Рая-Меэмна).

Молитва Яакова — Аравит

Мы выяснили (в размышлении «Молитва — жизнь во времени»), что ночь — это время, когда качество Суда соединяется с качеством Хесед, следовательно, это время качества Рахамим. Это время — совершенство суток и основа их сущестования. «До полуночи земля получает и складывает в себя то, что получила в течение дня. И это — молитва Яакова, основа существования» (Виленский Гаон).

Ночью проявляется качество веры («Твоя вера по ночам»), в котором заключена тайна вечного существования народа Израиля. Бытия, которое дается качеством Рахамим в каждой ситуации и каждому человеку. Это и есть истинное существование.

Молитва, основанная на Рахамим — совершенство молитвы

«Молитва есть приобщение к Всевышнему» (Маараль). В качестве Рахамим содержится совершенство в данном вопросе — связи между Творцом и человеком. Ведь суть качества Хесед — делать добро в соответствии с качеством дающего, не принимая во внимание получающего: достоин ли он этого. Суть качества Дин — в соблюдении Суда без отхода от буквы закона, без принятия во внимание того, на кого направлено качество Суда. Закон суров, но это закон.

Суть качества Рахамим — принятие в расчет положения человека. Достоин ли он милости, и возможно ли облегчить его приговор в суде? Сочетание Хесед и Дин происходит через учет ситуации данного человека, чтобы дать ему возможность существования. В данном качестве в особенности имеет место отношение дарителя Милосердия (Рахамим) к его получателю — связь.

Но ведь в этом и заключается самая суть молитвы: приобщение, совершенное соединение молящегося с Творцом, такая-то молитва и пробуждает качество Милосердия!

«Яаков, который пришел после, установил молитву Аравит. Это последняя молитва и она соответствует качеству Яакова: соответствует тому, что мир находится в руках Всевышнего. Поэтому молитва Аравит совершается ночью, ибо ночь указывает на то, что мир находится в руке Творца. И подобно тому, что человек отдает свою душу Всевышнему ночью, так весь мир находится ночью в руке Всевышнего. Поэтому молитва Аравит соответствует Яакову, ибо Яаков находится в руке Всевышнего больше других праотцов, ибо его образ запечатлен на Троне Славы. И поэтому именно Яаков установил молитву Аравит» (Маараль, Нетив аАвода 3). «В руке Творца» означает полное приобщение.

Яаков произносит: «Б-г моего отца Авраама и Б-г моего отца Ицхака, Г-сподь, говорящий мне: Возвратись в землю свою, на родину свою, и Я облагодетельствую тебя …» (Берешит 32:10). «Б-г моего отца Авраама» — это качество Хесед, а заканчивается предложение четырехбуквенным именем Авайе (Г-сподь) которое относится к качеству молитвы, и оно же — качество Рахамим (Тиферет, Милосердие). Именно так мы говорим в молитве: «Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова» (Рабейну Бехае).

Если мы хотим определить молитву Яакова, мы можем назвать ее термином, который Мудрецы Талмуда определили для молитвы как таковой: рахами.

В заключение

Шахарит, Минха и Аравит.

Три эти молитвы оставили нам с наследство святые праотцы. Молитвы эти объемлют в своей сути качества Управления, которые раскрывает Творец в мире, и все оттенки отношения человека при обращении его к Творцу.

Праотцы проложили дорогу для обращения к Творцу в любой ситуации. Находится ли он в момент света — Милости, и проливается на него изобилие благодати, или же, не про нас будь сказано, в положении сокрытия Б-га и страданий. Молитва дает веру во тьме изгнания и горестных муках, и уверенность в том, что из этой тьмы пробьется луч избавления. Отношение близости к Творцу в любой ситуации и в любой период времени из жизни человека. Вдохновение, поднимающее и возвышающее человека из серости будней и спасающее его от погружения в материальность. Вера в силу молитвы изменить тяжкий приговор и отключить законы природы, проломив их чудом от Всевышнего.

Народ Израиля во всех своих изгнаниях и страданиях умеет в момент беды опереться на силу молитвы. И каждый отдельный еврей, в зависимости от его качеств и корня его души, может найти свой личный путь в молитве и создать связь, близость и приобщение с Творцом.

Примечание в заключение

Три ежедневные молитвы соответствуют не только трем праотцам, но и ежедневным жертвоприношениям в Храме. Но и в этом случае мы находим параллели с темами, объясненными в данном размышлении. «Раби Йеуда говорит: Мы учим из двух овнов, приносимых каждый день: один в соответствии с качеством Хесед, а второй — с качеством Дин». Он учит это из написанного в стихе: «Одного овна сделай утром, а второго — после полудня». «Один» — это первое качество, качество Хесед, в котором присутствует единство (как объяснено выше). А второй соответствует качеству Дин, поскольку во второй день Творения были сотворены раздоры и ад и поэтому про него не сказано «увидел Б-г, что это хорошо». С этим качеством связана множественность, как сказано у Маараля: «Левая сторона (Дин) — это начало множественности, ибо на правой стороне (Хесед) нет никакой множественности, так как он первый». Ведь суть качества Дин — ограничение и определение Хеседа на разделенные пределы, отмеренные по закону.

Молитва Аравит соответствует ночному воскурению жира и частей жертв. Символика здесь ясна: это служение является завершением двух ежедневных жертвоприношений и приведением их к совершенству. В данное служение включены все части жертвенного животного, и они все приходят к своему исправлению, так что не остается части, которая не была бы исправлена принесением на жертвенник. «Потому-то части, оставшиеся от дневного жертвоприношения, сжигаются ночью, поскольку все возвращается к Всевышнему, ибо Он — Один и нет никого, кроме Него. И этим оканчивается служение и приношение» (Маараль). Сравните с тем, что мы объяснили по поводу качества ночи и качества Яакова, который, как писал Маараль, «полностью в руке Всевышнего». Проанализируйте все это как следует, ибо мы здесь были кратки.


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.