Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нельзя оскорблять жену. Женщина не должна наказывать мужа отказом от похода в микву.

§ Какая семья не мечтает создать уютный дом, где царят мир, гармония и спокойствие? По еврейскому Закону, супруги должны избегать всего, что нарушает шлом байит — мир в семье, — ссор, подозрительности, раздражения, обид, пусть даже для них есть причина. По мнению наших мудрецов, «дом, в котором поселились распри, в конце концов разрушится».

§ Женщина не должна откладывать омовение в микве или каким-либо другим способом воздвигать преграду между собой и мужем, чтобы досадить ему или отомстить. Серьезным грехом является использование физического влечения в качестве орудия «наказания» супруга или средства давления на него.

§ Мудрецы Талмуда строго предостерегают мужчину от оскорбительных слов в адрес жены, даже если рядом нет посторонних. Особенно тяжек грех, когда муж обижает жену на людях.

§ «Муж должен любить свою жену, по меньшей мере, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя» (Йевамот, 626, Санедрин, 766).

§ «Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства» (Хулин, 846). Это значит, что человек должен прилагать все силы (даже в ущерб своим собственным потребностям) , чтобы его жена и дети получали все необходимое.

§ «В делах домашних… мужчина должен следовать совету жены, и тогда мир и благополучие будут царить в его доме» (Бава мециа, 59а).

§ «Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем» (Бемидбар раба, 89).

§ «Кто богат?» — спросил раби Акива и ответил: «Тот, чья жена ласкова и добра» (Шабат, 256).

РАЗВОД

§ Если, несмотря на все усилия сохранить мир, в отношениях между супругами возобладала неприязнь и в доме постоянно возникают ссоры, им лучше разойтись. В подобных случаях Тора разрешает расторгнуть брачные узы с помощью развода. Его процедура строго регламентирована Алахой

§ Союз, заключенный по законам Торы, не может быть аннулирован постановлением светского суда. Пока не совершена церемония, предусмотренная Алахой , брак считается действительным.

§ Новый брак, заключенный после «гражданского» развода, не имеет законной силы и рассматривается как внебрачные отношения. Они не только порочат бывших супругов и их нынешних партнеров перед Всевышним, но и кладут неизгладимое пятно незаконного происхождения на детей, которые могут родиться.

§ Хотя Тора разрешает развод и признает достаточной причиной для него даже несовместимость характеров, все же к этому шагу не следует прибегать необдуманно или поспешно. Расходятся лишь тогда, когда всякая надежда на преодоление разногласии потеряна, а взаимная враждебность и неприязнь растут. Тот, кто разводится, когда это становится неизбежным, не совершает дурного поступка. И все же любой развод, особенно когда он затрагивает интересы детей, всегда трагедия. Недаром Талмуд говорит, что всякий раз, когда семья распадается, «даже алтарь Всевышнего источает слезы».

МИКВА

§ Как мы уже писали выше, женщина остается нидой до тех пор, пока не совершит омовения в микве. Миква отделяет период воздержания, когда супружеская близость запрещена, от периода, когда близость не только разрешена, но поощряется, ибо приносит пользу физическому и духовному здоровью человека. (Любопытно, что наиболее благоприятный для зачатия период у женщины приходится, как правило, на три дня, непосредственно следующие за двенадцатью запретными.)

§ Жена обязана следить за своим менструальным циклом, отмечать дату последнего появления крови и отсчитывать семь последующих «чистых» дней, чтобы не слишком рано и не слишком поздно отправляться в микву. Подходящим для этого временем считается вечер, непосредственно следующий за семью «чистыми» днями. (Именно по этой причине общественные миквы открыты в вечерние часы). Жена не должна откладывать посещения миквы за исключением случаев, когда супруг находится вне города.

§ В микве женщина с помощью обслуживающего персонала готовится к ритуальному омовению: снимает все, что может помешать проникновению воды ко всем участкам тела (заколки, кольца, протезы, даже лак с ногтей), принимает горячую ванну, расчесывает волосы.

§ После однократного полного — с головой — погружения в воды миквы женщина должна встать и произнести благословение :

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ЗАПОВЕДАВШИЙ НАМ ОМОВЕНИЕ)

Затем она должна еще раз с головой окунуться в воды миквы.

§ Впервые женщина посещает микву перед вступлением в брак. Поэтому следует назначить свадьбу на то время, когда супругам дозволена близость.

§ Женщина считается также нечистой в течение семи дней после рождения сына и четырнадцати дней после рождения дочери. В обоих случаях после этого отсчитываются еще семь «чистых» дней, которые завершаются посещением миквы. В некоторых общинах вошло в обыкновение откладывать посещение миквы до истечения сорока дней со дня рождения сына и восьмидесяти — со дня рождения дочери.


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени