Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Иудаизм затрагивает все сферы семейных отношений. Миква является фактором, который позволяет преодолеть семейную рутину.

Еврейский народ, как мы уже отмечали выше, представляет собой, в сущности, одну семью — разросшуюся семью праотца Авраама. Поэтому неудивительно то внимание, которое уделяется евреями семейным отношениям. Пока в семье крепки традиционные устои, пока она здорова и прочна, жизнь всей общины с ее религиозными, социальными и прочими институтами полнокровна и динамична. Но если семья морально и духовно ослабла, это не замедлит сказаться на всем прочем.

Законы семейной жизни составляют важную часть еврейского религиозного кодекса и затрагивают все ее аспекты — вплоть до самых интимных отношений. Эти законы основаны на следующих фундаментальных принципах:

• уважение к индивидуальности и чувствам каждого члена семьи;

• мирные и гармоничные отношения (шлом байит);

• признание определенных прав за каждым членом семьи и уважение этих прав;

• сохранение душевной чистоты и цельности чувств в интимной сфере.

Довольно часто неполадки в семейной жизни вызваны пренебрежением к декларированным выше принципам. Евреи в современном мире знакомы как с аскетическим христианским идеалом отношений между мужчиной и женщиной, так и с гедонистическим принципом современного секуляризма с его вседозволенностью в области секса. Но, к сожалению, слишком многие наши современники почти ничего не знают о традиционном еврейском подходе к вопросам пола. Иудаизм весьма далек от обеих крайностей, и для верующих евреев равно чужды как эти полярные концепции, так и вытекающие из них нормы поведения.

Еврейская религия возвышает и утончает чувства и мысли человека, благословляет его на счастливую и осмысленную жизнь, но отнюдь не считает, что необходимо немедленно удовлетворять любые сиюминутные желания. Эгоизм и неразборчивость в отношениях между полами всегда рассматривались иудаизмом как нечто низменное и вульгарное, как уступка человеческой слабости. Там, где люди преступают данные Всевышним заповеди, найденное ими «счастье» впоследствии неизменно оборачивается горечью и разочарованием.

Нет никаких сомнений в том, что соблюдение еврейских законов семейной жизни значительно способствует укреплению брака. Это, конечно, не может предотвратить личные драмы и неурядицы, однако создает прочный фундамент для спокойных, гармоничных и доставляющих удовлетворение отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Чистая и вместе с тем полнокровная жизнь сохраняет остроту любовных переживаний и наполняет их высоким духовным смыслом, поднимает до уровня, достойного «народа святых».

Необходимо подробно остановиться на некоторых еврейких традициях, касающихся брака, поскольку они, вероятно, менее понятны современному человеку, чем законы о взаимоотношениях родителей и детей. Разлад и отчужденность, царящие во многих еврейских семьях, свидетельствуют о том, что именно эти традиции, к несчастью, забыты.

Главной целью супружества иудаизм считает произведение на свет потомства. Рожать детей — значит исполнять заповедь Торы «Плодитесь и размножайтесь». Это способствует осуществлению Б-жественного замысла, приближает человека ко Всевышнему в вечном акте творения. Вопрос о том, сколько детей нужно иметь для выполнения заповеди, до сих пор является предметом споров между раввинами, но в любом случае ясно, что вообще отказаться от воспроизведения потомства — значит нарушить повеление Всевышнего.

Однако брак имеет и самостоятельную ценность. Еще до того, как Всевышний сказал: «Плодитесь и размножайтесь», Он сотворил жену для Адама, ибо «нехорошо человеку быть одному». Так были выдвинуты на первый план в браке взаимная поддержка, любовь и добрая воля. Наши мудрецы говорили: «Всевышний с нетерпением ожидает, когда человек возьмет себе жену» (Кидушин, 296); «Человек, отказывающийся от брака, лишен благословения, святости… мира и покоя» (Йевамот, 626); «Отказывающийся от брака пребывает в постоянном грехе» (Псахим, 11 За). По мнению мудрецов Талмуда, тот, у кого нет жены, еще не может считаться полноценным человеком. «Мужчина не должен быть без жены, женщина без мужа, и оба они без Б-га», — написано в мидраше (Брейшит раба, 8:9). Такова еврейская концепция брака, таков наш идеал, одинаковый для мудреца и простого еврея.

Подчеркивание духовного в браке ни в коей мере не означает предпочтение чисто платонических отношений между мужчиной и женщиной, равно как и не предполагает противоестественного подавления дарованных Всевышним физических и эмоциональных потребностей. Еврею запрещается лишать свою жену права на близость, независимо от соображений о продлении рода. Тора рассматривает любовный акт как одну из важнейших обязанностей супруга. Муж в равной степени должен обеспечить жену пищей, одеждой, кровом и любовным отношением, он «…не должен лишать ее супружеской близости» (Шмот, 21:10). Эти права признаются за женщиной и в том случае, когда она не может рожать (из-за возраста или по состоянию здоровья).

В рамках освященного законами Торы супружеского союза секс никогда не трактовался как нечто греховное, низменное, постыдное.

Иудаизм резко осуждает похоть, разврат, распущенность, супружескую неверность, а также любые формы кровосмешения, проституции и гомосексуализма, считая все это мерзостью, противной воле Всевышнего и ведущей как к духовному падению отдельного человека, так и к моральному и физическому вырождению нации и всего человечества. Но он горячо ратует за любовь между мужчиной и женщиной, заключившими брак. Внешний облик, характер и даже здоровье потомства рассматриваются нашими мудрецами как прямое следствие характера интимных отношений между супругами.

Еврейский Закон подчеркивает важность правильного поведения супругов перед супружеской близостью. Он предостерегает от любого принуждения женщины, от близости в состоянии опьянения или после ссоры. Рамбам делает такой вывод из всех еврейских законов о браке: «Близость должна порождаться лишь истинным желанием и быть следствием радостного взаимного влечения мужа и жены».

Подобно тому, как еда и питье возвышены Торой до уровня служения Всевышнему, освящено все, что относится к области секса. Вкушать пищу необходимо и приятно, однако законы кашрута говорят нам, что не всякая еда приносит пользу. То же и в интимной сфере. Еврей должен осознавать разницу между чистым и нечистым, святым и низменным.

В семейной жизни существуют и другие ситуации, когда Закон запрещает близость между супругами. Речь прежде всего идет о периоде менструации у женщины с прибавлением семи «очистительных» дней после ее окончания. В среднем перерыв составляет около двенадцати дней. В это время мужчине запрещено даже касаться супруги; спать они должны в разных кроватях.

Каков смысл этой заповеди? Было высказано несколько предположений:

• воспитание умения владеть своими желаниями даже в тех случаях, где чувство торжествует над разумом. Сила человека, учат наши мудрецы, измеряется его способностью управлять своими страстями и не позволять им управлять собой;

• соображения эмоционального и физиологического порядка, учитывающие чувства женщины, для которой близость в этот период может быть нежелательна;

• уменьшение вероятности пресыщения в браке, которое появляется со временем; стремление сохранить очарование и свежесть отношений, характерные для первых месяцев супружества;

• возможность отдыха для одного или обоих супругов, не сопровождаемого чувством вины, если он или она испытывает равнодушие или страдает от холодности другого; в этом случае супруги не ощущают психологической

ответственности за воздержание.

Уклонение от близости в запретный период не исчерпывает всех законов чистоты семейной жизни. По окончании отсчета семи «чистых» дней жену и мужа соединяет особая процедура: женщина должна погрузиться в воды специального бассейна для ритуальных омовений — миквы. С начала менструации и до этого момента она остается запретной для мужа и называется нида — «отделенная».

Омовение в микве всегда было основной частью еврейского обряда очищения. Во времена Храма коушшл и левиим, прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей, совершали омовение. Принимающие еврейство, будь то мужчины или женщины, также окунаются в воды миквы, что символизирует их духовное очищение. Еврейская женщина обязана посещать микву ежемесячно, вплоть до наступления климакса.

Специалисты приводят убедительные доказательства гигиенической и медицинской пользы омовения в микве, но главная цель этого ритуала, конечно, иная — духовная. Погружение в воды миквы отнюдь не равнозначно обычному купанию из элементарных гигиенических соображений. Это ясно хотя бы из того, что перед совершением ритуала требуется тщательно вымыться.

Еврейская семейная жизнь невозможна без миквы. Куда бы судьба ни забросила евреев, они прежде всего, даже раньше синагоги, строят микву. Закон предписывает продать свиток Торы, если общине не хватает денег на сооружение миквы.

Современная сверкающая кафелем миква с автоматическим контролем температуры и салоном красоты, конечно, как небо от земли отличается от миквы в крепости Мецада, что на вершине горы у Мертвого моря, и даже от миквы в восточно-европейском местечке в начале века, но назначение их одинаково. Так сохраняется духовная связь поколении.

В наше время многие евреи нарушают, к сожалению, законы чистоты семейной жизни еще чаще, чем субботу и кашрут, но делают это скорее в силу полного незнания, чем по злому умыслу. Изучение этого раздела иудаизма не входит, разумеется, в программу элементарной шестиклассной еврейской школы в США или в странах Западной Европы. Его можно было бы преподать юношам и девушкам старших классов, но, к сожалению, слишком мало детей получают нормальное еврейское образование. О важнейших заповедях, на которых зиждется весь еврейский образ жизни, молодые люди узнают лишь урывками на лекциях, прочитанных в узком кругу, или от немногих счастливчиков, которые получили традиционное еврейское образование. Большинство же остается в полном неведении или, что еще хуже, получает превратное представление об этих простых и мудрых законах, смысл которых в том, чтобы обеспечить еврейской семье счастье, мир и покой.

Читайте также: тема Законы семейной чистоты