Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стремление сделать что-то хорошее само по себе хорошо»Раби Нахман из Бреслава
Каждый подходит к браку, проанализировав личную выгоду от этого мероприятия: «а что я с этого буду иметь».

Подобно тому, как добровольное даяние в силах породить любовь к получателю, так навязанное даяние создает недружелюбие и даже ненависть к нему. То есть, возможно, что требующий неправильным образом получит желаемое, но «в нагрузку» получит и некоторую долю враждебности. У супруга развивается неприязнь отношению к нему, и она, несомненно, окажет воздействие на их взаимоотношения, особенно если он требует своего неправильным образом в течение длительного времени.

Можно сказать, что в большинстве случаев ощущение «отдаленности» между супругами проистекает из негативного воздействия, которое оказывает неправильное достижение уступок от партнера по браку. Это неправильное достижение может выражаться в давании из опасения гнева и раздражения в доме, из нежелания видеть супруга насупившимся и хмурым, просто потому, что неудобно отказать в просьбе. Поскольку все это очень сильно влияет на отношения, муж и жена должны проверить свое поведение: стимулирует ли оно желание давать добровольно, и обращаются ли они к супругу в такой форме, чтобы тот ни в коей мере не чувствовал, что его используют и эксплуатируют.

Когда система взаимоотношений работает неправильно, и к партнеру обращаются не с вежливой просьбой, а с требованиями, у того появляется и крепнет ощущение, что «супруг меня использует» и «не считается с моими потребностями, а все, что я делаю, воспринимает как само собой разумеющееся». С таким ощущением трудно смириться.

Более того. В нарушенной системе взаимоотношений между супругами, когда коммуникация между ними осложнена, все, что они делают друг для друга, утомляет их и изнуряет. Создается ощущение навязанности и недобровольности давания, а любая навязанная деятельность требует больших усилий и напряжения. В результате чувство неприязни по отношению к получающему растет. А в дружественной системе отношений давание приносит радость, и поэтому оно не обременяет, и дающему не требуется особых усилий, чтобы оказать услугу партнеру.

В браке таятся все исходные данные и причины для возникновения сложностей в давании и получении. Как мы уже отметили в начале данной статьи, люди обычно женятся, «чтобы получать». Каждый подходит к браку, проанализировав личную выгоду от этого мероприятия: «а что я с этого буду иметь». Кроме того, в рамках брака происходит скрытая конфронтация разделения обязанностей: кто и что будет делать. Даже в вещах, которые принято делать друг для друга, скрывается соревнование — сколько сделает, в каком качестве и количестве. Окажет ли он эту услугу в то время, которое соответствует потребностям партнера, или только тогда, когда это удобно ему самому. В дальнейшем, с расширением семьи — рождением детей и появлением необходимости ухаживать за ними — их тоже подключают к соревнованию: кто встанет к ребенку ночью, кто будет с ним гулять и т.п.

Ясно, что у каждого из супругов есть четкое объяснение, почему именно другой должен исполнить данную обязанность, — ведь он больше приспособлен к ней, он уже делал это раньше. «Это мужская работа», — утверждает жена, или: «Я, действительно, ответственна за данный вопрос, но я очень устала, и муж должен протянуть руку помощи». Ну, а муж считает «это» женской работой. «Даже если ты сейчас не можешь ее сделать, ничего страшного, подождет до завтра», — можно оставить дом в беспорядке до утра. «Ребенок может немного поплакать» (даже если он уже хрипит от рева) и т.п. В такой ситуации супруги противостоят друг другу: каждый из них требует, чтобы другой выполнял свои обязанности по отношению к семье так, как он их видит.

Мало кто не слышал историю о раве Арье Левине, благословенна память праведника, пришедшему вместе с супругой на прием к врачу и сказавшему ему: «Доктор, нога жены у нас болит». Доктор расчувствовался от таких слов, но р. Арье, который воспринимал себя и жену как одно целое, не понял, что такого особенного он сказал.

Очень часто супруги, услышавшие эту историю, начинают мечтать: когда же наши взаимоотношения будут похожи на отношения р. Арье Левина и его супруги (конечно, без болей в ноге)?! Однако, выясняется, что каждый женатый человек на самом деле находится в полном единении со своим партнером, в точности как р. Арье и его жена, в одном теле и в одной душе. Единственная разница заключается в том, что, в то время как р. Арье достиг полного единения с супругой в даянии, обычные супруги достигают единения в получении, в «мне положено», в убеждении, что обязанности партнера по отношению ко мне — это нечто само собой разумеющееся.

То есть, от супруга ожидается, что он будет не «делать одолжение», а исполнять свои обязанности, сознавая, что он обязан это делать. Однако этот супруг, поняв, что от него ждут обязательного действия, не очень-то стремится реализовать такое ожидание.

Даже если в конце концов один из них выполняет то, что от него требуют, «заказчик» не получит от этого никакого удовольствия. Он заметит, что партнер не считает это своей обязанностью, а делает это вынужденно. То есть, он «делает одолжение» супругу, а одолжений никто не любит.

Когда муж делает нечто вследствие давления жены, он выражает свое нежелание и нетерпение различными способами. Он замечает, что вещи в доме не лежат на своих местах, и делает замечания по этому поводу. Он повышает голос и объявляет выговор членам семьи. Видя выражение его лица и слыша его голос, супруга «отказывается» от своей просьбы и даже сожалеет о ней. Иногда она говорит мужу прямым текстом: «Если ты не делаешь это с готовностью, и если ты думаешь, что делаешь одолжение, мне такой помощи не нужно». В результате оба страдают: дающий — из-за того, что его обязывают давать, а получающий — из-за того, что ему «делают одолжение».

Из книги «Еврейский дом»

C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.