Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Кроме искупления грехов, которое происходит, когда человек не отвечает на обиду, ему тем самым дается понять, что Всевышний любит его и искупает его грехи легким путем, затрагивающим только его чувства и не наводящим на него болезни и горести

Еще один метод, который может смягчить связанную с критикой обиду, — это относиться к каждой обиде, как к «искуплению грехов». Многие виды страданий искупают грехи: различные неприятности, болезни и даже смерть. В святых книгах написано, что самый «легкий» и «удобный» путь искупления грехов — это проявлять сдержанность, когда человека обижают. «Все эти страдания тяжело человеку перенести и они очень горьки… насколько приятнее получать легкие страдания для искупления грехов, когда человека оскорбляют и унижают». Раби Хаим Виталь добавляет, что, кроме искупления грехов, которое происходит, когда человек не отвечает на обиду, ему тем самым дается понять, что Всевышний любит его и искупает его грехи легким путем, затрагивающим только его чувства и не наводящим на него болезни и горести. Подобные слова раби Хаим Виталь пишет и в книге «Шаарей кдуша»: «Следует в высшей степени остерегаться различных видов гнева, раздражения и гордыни даже в адрес своих домашних. Если кто-то оскорбит тебя — не отвечай ему и будь среди обижаемых, а не обижающих, ибо об этом написано: “А любящие Его, как солнце, выходящее в силе своей”. И прощай всем, кто согрешил против тебя, и не чувствуй боли даже в сердце, поскольку это хорошо для тебя: ведь каждому кто преодолевает свой характер, прощаются все грехи».

Другими словами, если человека обидели, то, несмотря на всю боль и расстройство, ему следует радоваться тому, что эта обида может привести к прощению всех его грехов! Все мы помним ощущение чистоты, которое охватывает нас на исходе Дня Искупления, ощущение чистоты от грехов. Раз так, человеку следует испытывать подобную радость, если кто-то обидел его, в любой другой день и час на протяжении всего года.

Позволю себе высказать еще одно предложение. Если человека сильно обидели, и он тяжело это воспринял, то обидчик может жестоко пострадать за это от Высшего суда. Но и обиженный тоже пострадает, поскольку его непрощение послужило причиной наказания ближнего. Поэтому обиженному стоит простить обидчику, по крайней мере, в сердце, сразу же после нанесения обиды, чтобы ни один человек не пострадал из-за него. А если после этого он все еще будет чувствовать гнев на обидчика, он должен сказать себе: «Я не имею права на него гневаться, ведь я простил ему».

Необходимость прощения внутри семьи еще более важна, чем вне ее. Ведь если супруг-обидчик пострадает из-за обиды партнера по браку и, например, заболеет, то и тому будет от этого плохо. В этом случае обиженный пострадает вдвойне: и от эмоциональной раны, которая ему нанесена, и от того, что супруг-обидчик наказывается и страдает из-за причиненной ему боли. Поэтому немедленно прощать в сердце правильно в любом случае, но в семье — особенно. Об этом и пишет Тана Элиягу Зута: «Учили мудрецы: Будь обижаем и скромен по отношению к любому человеку, а к своим домашним — еще больше, чем к другим людям».


Прежде, чем обратиться к духовному развитию человека, следует понять в общем: что есть духовная жизнь? Читать дальше

Как изменить свой мир

Рав Зелиг Плискин

Самовнушение способно открыть перед человеком новые горизонты. Произнесение определенных фраз, связанных с верой в Б-га и благодарностью к Нему, позволит повысить качество жизни. Опробуйте этот метод и убедитесь, что он работает!

Еда как связующее звено между душой и телом

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?

Смысл заповедей кашрута

Рав Моше Пантелят

Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»

Храм — связь миров

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.

Слова — реальные и нереальные

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.

Первая заповедь

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Что на самом деле произошло у горы Синай?

Привычки и ноги

Мирьям Климовская

Способность привыкать и действовать автоматически заложена в нас для нашей же пользы. Без нее мы не могли бы нормально функционировать. Если бы мы не могли привыкать к изменениям в своей жизни, если бы боль от утраты близкого человека ощущалась так же остро, как и вначале, если бы дрожь в коленках при поступлении на новую ответственную работу сопровождала нас и годы спустя, мы бы ничего в жизни не добились.

Воложинская ешива

С. Бернфельд

"Рассадник фанатичных раввинов" и прообраз современных ешив