Из цикла «Еврейский дом», темы: Обида, Муж и Жена, Прощение, Искупление грехов, Еврейский дом, Критика, Рав Симха Коэн
Еще один метод, который может смягчить связанную с критикой обиду, — это относиться к каждой обиде, как к «искуплению грехов». Многие виды страданий искупают грехи: различные неприятности, болезни и даже смерть. В святых книгах написано, что самый «легкий» и «удобный» путь искупления грехов — это проявлять сдержанность, когда человека обижают. «Все эти страдания тяжело человеку перенести и они очень горьки… насколько приятнее получать легкие страдания для искупления грехов, когда человека оскорбляют и унижают». Раби Хаим Виталь добавляет, что, кроме искупления грехов, которое происходит, когда человек не отвечает на обиду, ему тем самым дается понять, что Всевышний любит его и искупает его грехи легким путем, затрагивающим только его чувства и не наводящим на него болезни и горести. Подобные слова раби Хаим Виталь пишет и в книге «Шаарей кдуша»: «Следует в высшей степени остерегаться различных видов гнева, раздражения и гордыни даже в адрес своих домашних. Если кто-то оскорбит тебя — не отвечай ему и будь среди обижаемых, а не обижающих, ибо об этом написано: “А любящие Его, как солнце, выходящее в силе своей”. И прощай всем, кто согрешил против тебя, и не чувствуй боли даже в сердце, поскольку это хорошо для тебя: ведь каждому кто преодолевает свой характер, прощаются все грехи».
Другими словами, если человека обидели, то, несмотря на всю боль и расстройство, ему следует радоваться тому, что эта обида может привести к прощению всех его грехов! Все мы помним ощущение чистоты, которое охватывает нас на исходе Дня Искупления, ощущение чистоты от грехов. Раз так, человеку следует испытывать подобную радость, если кто-то обидел его, в любой другой день и час на протяжении всего года.
Позволю себе высказать еще одно предложение. Если человека сильно обидели, и он тяжело это воспринял, то обидчик может жестоко пострадать за это от Высшего суда. Но и обиженный тоже пострадает, поскольку его непрощение послужило причиной наказания ближнего. Поэтому обиженному стоит простить обидчику, по крайней мере, в сердце, сразу же после нанесения обиды, чтобы ни один человек не пострадал из-за него. А если после этого он все еще будет чувствовать гнев на обидчика, он должен сказать себе: «Я не имею права на него гневаться, ведь я простил ему».
Необходимость прощения внутри семьи еще более важна, чем вне ее. Ведь если супруг-обидчик пострадает из-за обиды партнера по браку и, например, заболеет, то и тому будет от этого плохо. В этом случае обиженный пострадает вдвойне: и от эмоциональной раны, которая ему нанесена, и от того, что супруг-обидчик наказывается и страдает из-за причиненной ему боли. Поэтому немедленно прощать в сердце правильно в любом случае, но в семье — особенно. Об этом и пишет Тана Элиягу Зута: «Учили мудрецы: Будь обижаем и скромен по отношению к любому человеку, а к своим домашним — еще больше, чем к другим людям».
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Редакция Толдот
Ицхак Уманский
После синагоги я сидел дома перед куском свинины в тарелке, и не мог ее есть. В этот вечер я проиграл. Страх перед родителями заставил меня съесть бифштекс. До сих пор у меня во рту стоит его мучительный вкус...
Редакция Толдот
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Интересные рассказы из жизни одного из духовных вождей евреев Германии. Борьба с «просветителями».
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...Еще до рождения р. Йосефа семью его отца, жившую в швейцарском городке Эндингене, обвинили в использовании христианской крови в ритуальных целях. Троих ближайших родственников его отца сожгли на костре, а ему самому удалось бежать в Эльзас — он поселился в г. Обернхайме...