Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Если же супруги не привыкли просить прощения, и вместо признания своих ошибок заняты попытками найти оправдание своему поведению, и тогда, без всякого сомнения, они не вынесут никаких уроков из провала и промаха.

Чтобы создать подоплеку для извлечения уроков из своих промахов и превратить их в факторы развития брака, супруги должны выработать в себе готовность просить прощения и извиняться каждый раз, когда они обидели другого, даже косвенно.

Просьба о прощении должна дать понять супругу: «Причина провала — не злонамеренность, а естественный недостаток осознания. Теперь я что-то понял, и надеюсь, что в будущем эта ошибка не повторится». Если же супруги не привыкли просить прощения, и вместо признания своих ошибок заняты попытками найти оправдание своему поведению, и тогда, без всякого сомнения, они не вынесут никаких уроков из провала и промаха.

Для многих людей извинения, которые им приносят, не только исцеляют обиду, но и дают им приятное ощущение собственной важности и правоты. А отсутствие извинений зачастую причиняет больше боли, чем сама обида. Это потому, что обиду можно воспринять как случайную и неумышленную, как оговорку. Но при отсутствии извинений пострадавший спрашивает себя, действительно ли его обидели не специально, и почему обидчик даже не извиняется.

Не доказывает ли это, что обида была нанесена специально, а не случайно?

Не доказывает ли это, что он даже не понимает, насколько его слова или действия были оскорбительны и недостойны?

Он даже не замечает, насколько мне это больно и обидно, и ему все равно?!

Иногда пострадавший супруг специально создает ситуации открытости, чтобы обидчику было легче попросить прощения. Для этого он старается пройти мимо него, и даже немного ему улыбнуться. Если, несмотря на все ухищрения, обидчик не просит прощения, обида усиливается и углубляется: ведь ему «на блюдечке» была предложена возможность извиниться, а он ее не использовал!

Эмоционально очень сложно жить с человеком, который не просит прощения, поскольку это показывает, что он не признает самого факта обиды им другого человека. И проблема выходит за рамки конкретного случая отсутствия извинений за обиду: начинают возникать сомнения — возможно ли вообще жить с ним вместе продолжительное время.

Тяжесть отсутствия извинений, которое, как мы уже сказали, значительней самой обиды, — это не только эмоциональная проблема обиженного. Ведь человек, который не просит прощения у людей, не просит его и у Творца за свои прегрешения! И это может быть более тяжким, чем сам грех! Ведь сам грех можно рассматривать как сиюминутную уступку вожделению, как мгновенную невнимательность. А вот для раскаяния грешник имел много времени, но не пожелал такой возможностью воспользоваться!

Не признающие своих ошибок

Несмотря на то, что признание ошибки и принесение извинений могут привести к развитию и улучшению семейной жизни, многие рассказывают, что их партнер по браку никогда не признавал своей ошибки и никогда не просил прощения за недостойное поведение. Логично будет предположить, что такие претензии — преувеличение. Больше верится утверждению, что супруг просит прощения, но только по поводу мелочей: например, когда нечаянно наступил на ногу, поздно пришел домой, разлил молоко… В таких ситуациях обида не болезненна. К тому же, извинения приносятся автоматически, без особого размышления, в соответствии с небольшими масштабами «преступления». Поэтому и ошибка, и извинения проходят мимо, не оставляя ничего в памяти.

Претензии по поводу отсутствия извинений выдвигаются по поводу более принципиальных вещей: прилюдных оскорблений, унижающего поведения, более теплого и любящего отношения к родственнику, чем к супругу, принятия важных для семьи решений без участия партнера по браку, невнимательности и отсутствия помощи в сложных жизненных ситуациях. Поскольку такие действия связаны с чувствами потерпевшего, он очень отчетливо запоминает их.

Зачастую извинения приносятся, но слабо и малоубедительно. Извинившемуся кажется, что этого достаточно, однако потерпевший вообще не ощущает, что перед ним извинились. На консультации, которую я проводил с Реувеном и Шифрой по поводу извинений, Реувен утверждал, что он лично не боится просить прощения, и у него нет никакого эмоционального блока, который мешал бы ему извиниться перед женой. В качестве доказательства он указал на происшествие, которое случилось два дня назад, когда он попросил прощения за оскорбительное высказывание.

Тут Шифра выразила удивление: «Ты попросил прощения?! Что-то не припоминаю!»

«Да, — простодушно ответил Реувен. — Когда ты предъявила мне претензии, почему я сказал то, что сказал, я ответил самоуничижительно: “Ну, вырвалась у меня какая-то глупость”. Легко понять, что, если Реувену эти его слова кажутся извинением, понятно, почему Шифра считает, что он вообще не извиняется.»

Иногда ощущение, что просьбы о прощении не было, появляется из-за того, что извинения были принесены вскользь, на ходу, а не во время серьезной беседы, глядя в лицо обиженному. Иногда человек уверен, что принес извинения за свой поступок, поскольку обещал не делать так больше, в то время как потерпевший хочет услышать прямым текстом слова: «Извини, я ошибся».

Иногда вместо просьбы о прощении обидчик делает что-то приятное обиженному. Тем самым, он как бы признает свою ошибку, раз считает, что должен как-то компенсировать потерпевшему его моральные страдания. Однако в большинстве случаев это не удовлетворяет потерпевшего, потому что люди хотят услышать слова просьбы о прощении, а не только получить что-то приятное в качестве возмещения, полагая, что таким образом обидчик увиливает от признания своей вины. Кроме того, тот, кто ограничивается добрым делом в качестве компенсации, воспринимается супругом как гордец, который не снисходит до признания своих ошибок и просьбы о прощении, а с таким человеком сложно жить.

По этому поводу есть старый анекдот. Суд выносит решение: Рабинович должен публично заявить, что обруганный им Зильберкранц — человек честный, а не мошенник. Рабинович встает и говорит с удивленной интонацией: «Зильберкранц — честный человек? Зильберкранц — не мошенник?»

Суд призывает его к порядку. Рабинович в ответ: «Я что-то не пойму, мы договаривались о словах или о мелодии?»

Из книги «Еврейский дом»

C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня

Красная корова — Пара адума

Смысл этой заповеди остался непостижим даже для мудрейшего из людей, царя Соломона.
Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше