Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
Человек создан по образу и подобию Б-га, и уже поэтому в нем заложено сильное стремление быть «хорошим».

Одна из базисных вещей в еврейском воспитании — это работа над улучшением качеств человеческого характера. Но для того чтобы их улучшать, необходимо, прежде всего, их узнать. В частности, следует изучить строение человеческих качеств, исследовать их функции, ощутить их силу и причину, по которой Всевышний заложил их в психику человека.

Самопознание приносит пользу еще в одном аспекте. Когда человек приобретает чувствительность и понимание происходящего в потемках его души и в силах, составляющих его личность, — что им движет, почему он чувствителен к поведению окружающих, почему его настроение ухудшается в определенные периоды — то уже на этом этапе его эмоциональное состояние улучшается. Несмотря на то, что он еще ничего не поменял в себе на основе данной информации.

Так происходит потому, что область мешающей человеку помехи может быть столь широка, , что он даже не знает, что именно мешает ему. А когда помехи и их причины определены, даже если он еще не убрал их, — само по себе знание их настоящего объема и масштабов, успокаивает его чувства, и ему становится легче. Особенно этому способствует осознание того, что помехи эти — точечные, а не глобальные.

Поэтому, если человек чувствует, что что-то внутри мешает ему извиниться, ему стоит заняться самоанализом для понимания причин появления этих сложностей. Когда он выяснит их, может оказаться, что непонятная трудность и неприятное ощущение не давали ему покоя только потому, что он не понимал, что именно ему мешает. А на самом деле, это всего лишь небольшая помеха, с которой можно легко справиться!

Далее мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся проблемы, которые мешают людям извиниться. Но каждому человеку следует проанализировать свои личные особенные трудности в этом вопросе.

Человек создан по образу и подобию Б-га, и уже поэтому в нем заложено сильное стремление быть «хорошим».
Это ощущение сопровождает его на протяжении всей жизни, заставляет искать истину и признавать, что моральные ценности превыше всего. Отсюда ясно, что побуждение быть «хорошим» — это базисное желание, и потому провал и несоответствие ожиданиям в данной области больно бьют по самолюбию. Именно по этой причине человеку трудно признать оплошность и ошибку.

Когда человек совершает действие, не соответствующее его ценностям, у него есть две возможности: или признать свой провал и постараться исправиться в соответствии со своими ценностями, или проигнорировать некоторые ценности, которые он прежде разделял, и решить, что в данном случае совершение действия было необходимостью. Когда он приходит к выводу, что действовал правильно, в его сердце уже нет противоречия между целью, к которой он стремился, и его поведением.

В Йом кипур, День Искупления, мы исповедуемся в своих грехах. Можно, конечно, пробормотать текст видуя (исповеди) () по молитвеннику и рассматривать голодание, а не исповедь и раскаяние, в качестве основной сложности этого дня. Но Всевышний ожидает от нас в этот день признания того, что невыполнение заповедей Торы — тяжкое преступление, что мы числимся среди тех, кто поступал неправильно, и что мы сожалеем и раскаиваемся в содеянном и принимаем на себя обязательство не поступать так в будущем. Настоящая исповедь уменьшает человеческую гордыню. Он как бы говорит себе: смотри, сколь ты слабохарактерен, что не в состоянии бороться даже с незначительными и сиюминутными порывами.

Нелегко признавать перед Всевышним свое неправильное поведение, но еще тяжелее признаться товарищу, что ты обидел его, или повиниться перед супругом и сказать ему: «Я признаю, что причинил тебе зло». Ведь просьба о прощении у Всевышнего — часть нашей привычной жизни, она упоминается в молитве и произносится три раза в день. А просить прощения у товарища или партнера по браку мы не привыкли и не приучены.

Кроме того, Учителя учили нас, что Всевышний милостив и милосерден, и принимает просьбы о прощении с любовью, и даже дает великую награду тем, кто раскаивается и сожалеет о содеянном нарушении. Более того, Всевышний превращает провал в успех, — ведь если человек раскаивается из любви к Творцу, то даже его грехи превратятся в заслуги. А вот когда человек сталкивается с необходимостью попросить прощения у товарища или у супруга, это дается ему гораздо труднее. Ведь в дополнение к сложности признать свою ошибку, возникают и другие факторы, ослабляющие его желание извиниться перед обиженным им человеком. В особенности мешает этому чувство соперничества, которое засело в сердце почти каждого человека.

Люди состязаются друг с другом, как сознательно, так и бессознательно. Человек создан как самостоятельная личность, и весь остальной мир существует ради него. Это приводит человека к поведению, которое как бы провозглашает: весь мир создан для меня! Часть этого поведения — желание, чтобы все признали, как я важен, велик, сильнее всех окружающих. Просьба о прощении есть признание моей неуспешности и слабости в соревновании с обществом, в котором я живу. А с Творцом человек не состязается, он изначально признает тот факт, что Всевышний создал его, наблюдает над всеми его действиями и знает его мысли. Кроме того, человеку не хочется дать другому повода почувствовать или сказать: «Наконец-то, он признал мою правоту!», что вполне может произойти, если перед ним извиняются.

Из книги «Еврейский дом»

C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Тема дня

Бизнес по-еврейски

Как построить и вести современный бизнес, оставаясь в рамках законов Иудаизма
В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Тора и бизнес. Этер-иска — партнерство при займе

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет Торы получать проценты прекрасно уживается с современной экономикой. Две стороны могут заключить между собой договор этер-иска , который позволяет получать плоды от прибыли и защищает от нарушения заповеди.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Тора и бизнес. Конкуренция и реклама

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Можно рекламировать свои услуги, но нельзя переманивать клиентов конкурирующих фирм. Реклама имеет полное право на существование, если ее посылы правдивы и не скрывают изъяны продукции.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Тора и бизнес. Определение понятия запрещенного процента (рибит)

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Процент — это не только сумма, возвращаемая сверх займа. Под это понятие подпадают и излишняя вежливость, проявленная по отношению к заимодавцу, продажа ему товаров по сниженным расценкам и многое другое.

Тора и бизнес. Возврат долга

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора обязывать евреев помогать нуждающимся и ссужать им деньги. Получатель займа обязан взять лишь ту сумму, которую он сможет вернуть. Дающий в долг должен настоять на составлении расписки, которая будет иметь юридическую силу.