Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все — дети Б-жьи, даже если они не вели себя по отношению к Б-гу, как дети»Раби Меир, Талмуд Кидушин 36а

Несвоевременная просьба о прощении связана с еще одной проблемой. Поскольку во многих случаях супруги не мирятся сразу после ссоры, и проходят дни и даже недели, пока не наступит мир, атмосфера в доме становится отчужденной, что создает дополнительную напряженность и с нею дополнительные обиды. Определенные вещи, которые супруги обычно делают друг для друга, не делаются, или же их количество уменьшается. Супруги меньше общаются, ходят с поникшим лицом, а улыбки и слова благодарности исчезают. Такая ситуация может подтолкнуть обидчика попросить прощения, чтобы вернуть семейную жизнь в привычное русло и прекратить ущерб, который наносится обоим. Но в теперешней ситуации обидчик сталкивается с дополнительной проблемой, из-за которой ему становится еще сложнее принести извинения. Он, действительно, уже готов попросить прощения за обиду, но опасается, что на него будет наставлен обвиняющий перст: принеся извинения, ты признаешь, что из-за тебя семья страдала на протяжении долгого времени.

То есть, зачастую человек готов взять на себя вину за нанесение обиды, но ему тяжело принять на себя вину за продолжительные страдания, которые создались вследствие этой обиды, и они не хотят услышать вопрос, который висит в воздухе: «Если уж ты признаешь свою ошибку, почему ждал столько времени»? Поразительно, как часто люди, знающие в глубине души, что ошиблись в чем-то, тем не менее, в течение многих лет продолжают доказывать свою правоту. И все из-за того, что они не готовы принять на свой счет последствия, сопутствующие этой ошибке. Ведь если бы он признал ее сразу, пострадавший супруг давно бы уже про нее забыл, и это облегчило бы ему эмоциональную связь с партнером по браку.

Родительское влияние

Довольно часто отказ от принесения извинений объясняется копированием поведения родителей, которые тоже не просили друг у друга прощения, или делали это наедине, в то время как ссорились в открытую, и дети были этому свидетелями. Иногда проблема связана не с извинениями, а с генеральной жизненной позицией: всеми своими действиями родители показывали, что не виновны в неудачах. Если, тем не менее, случались крупные или мелкие провалы и неприятности, они всегда перекладывали вину на других. Ясно, что их дети, с большой долей вероятности, тоже будут вести себя подобным образом.

Многие родители также не просят прощения у своих детей, если обидели их. Тем самым такие родители наносят ущерб важному аспекту личности ребенка, что весьма осложнит их жизнь в обществе и, особенно, в браке: этот ребенок, став взрослым, также не будет просить прощения у супруга и у своих детей.

Если родитель желает облегчить своим детям принесение извинений, ему стоит постараться просить прощения у супруга в их присутствии. Кроме того, он должен просить прощения и у детей, если он их обидел, даже если обида была незначительной. Вначале тем, кто не привык извиняться, делать это тяжело, они могут даже смущаться; но те, кто приучили себя просить прощения, уже после нескольких первых попыток ощутили, насколько это легко, приносит облегчение и стоит того.

Из книги «Еврейский дом»

C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»


Письменная Тора — тексты священных писаний. Разберемся, что входит в Письменную Тору, кроме Пятикнижия Моисея (Хумаша). Читать дальше

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

История еврейского народа 55. Караимский раскол

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Откуда мы знаем о Синайском Откровении?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.