Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В Талмуде сказано: "Зависть, сладострастие и честолюбие убивают человека". От этого мы должны уберечь наших детей.

«Люби ближнего своего как самого себя», — учит нас Тора. Здесь идет речь о бескорыстной любви, не зависящей от выгоды. В наше время, к сожалению, некоторые пытаются доказать, что мораль существует только для поддержания нормальной жизни общества. То есть соблюдать заповедь «Не укради!» нужно только для того, чтобы тебя самого не обокрали. Если ты не будешь зариться на чужое имущество, то и другие не посягнут на твое. Однако всегда найдутся люди, которые отвергнут эти правила, потому что считают себя сильнее или хитрее окружающих. Иные скажут, что не боятся мести обиженных ими, так как привыкли рисковать.

Говоря о морали, учитель устрашает ученика наказанием. Не обманывай, иначе тебя накажут. Будь честным, держи слово, чтобы прослыть порядочным человеком. Богатым не стоит притеснять бедных, ибо, доведенные до отчаяния, народные массы устроят революцию, от которой пострадают богатые.

Утилитарная мораль учит заботиться только о себе, разжигает жажду наживы. О каком самопожертвовании может идти речь, если нам говорят, что быть добрыми — выгодно? В час испытания человек, воспитанный на принципах «разумного эгоизма», скорее всего, отбросит их и сделает так, как подскажет ему животный инстинкт. Тем более, если вопрос станет ребром: вести себя морально и проиграть или поступить аморально и выиграть.

Человек, с детства впитавший принципы утилитарной этики, быстро поймет, что он одинок в мире и окружающие ему не только не помогут, но будут радоваться его неудачам. Ведь помогать ему невыгодно! Он возненавидит общество, которое научило его ханжеской морали и одновременно пренебрегло им. При первой же возможности этот человек постарается отомстить обществу, не разбирая кто прав, кто виноват. Он будет завидовать, умалять заслуги других и рваться к успеху любой ценой. Таков результат воспитания по законам утилитарной морали.

Библейская этика, поэтически воплощенная в псалмах Давида, учит другому. Праведники вершили добрые дела не из корысти. Недаром царь Давид выразил в своих псалмах надежду, что высшая мораль, мораль Торы станет когда-нибудь достоянием всего человечества. Мы должны творить добро не из выгоды, а потому, что так велел Всевышний. Ведь человек создан по образу и подобию Б-га. Значит он должен стараться подражать Всевышнему во всем: прощать обиды, понимать других, стремиться к бескорыстию. Наша миссия в этом мире — возвестить всему человечеству об истине Господней. Но прежде чем учить морали человечество мы обязаны следовать Торе сами. И научить этому наших детей.

Задача учителя — воспитать верующего человека. Но это невозможно без воспитания любви к людям.

Нельзя допускать, чтобы ритуалы заменяли глубокое понимание законов морали. Конечно, легче обучить ребенка простым ритуалам, чем объяснить в чем заключается красота отношений между людьми.

Ненависть, ссоры, жажда мести — все исчезнет, когда люди признают власть Всевышнего. Сознание этой власти воспитывает одновременно скромность и гордость. С одной стороны, мы смиренно принимаем все, что пошлет нам Б-г, — поощрение или наказание — и благодарим Его. С другой — человек горд своим высоким положением в мире, как сказано: «И только немного ниже будет он Б-га». Человек, понимающий величие своей миссии, отстранится от греха и не подчинится ангелу-искусителю. Чувство мести будет ему незнакомо. Тот, кто искренне желает служить Б-гу, всегда сумеет подавить свои низменные страсти, ибо Всевышний ему поможет, как сказано: «Приходящему очиститься помогут». Стремящийся служить Господу с чистым сердцем будет следовать законам Торы не из страха и не из выгоды. Он слишком горд, чтобы ждать мзду за добрый поступок. Он будет любить ближнего не потому, что это «рационально», а потому, что так заповедал Всевышний.

Не может служить Господу тот, кто подвластен чувству ненависти или жажды мести. Если мы не будем с раннего детства воспитывать людей в духе Божьей морали, мы никогда не построим то идеальное общество, о котором говорили пророки. Нашим важнейшим вкладом в построение такого общества будет правильное воспитание детей. Они сумеют создать царство Божье на земле, если их будет привлекать все чистое, святое, а все низменное будет вызывать отвращение. Одними ритуалами тут ничего не добьешься. Нужно закалять характеры детей, развивать в них чувство сострадания к ближним.

В Талмуде сказано: «Зависть, сладострастие и честолюбие убивают человека». От этого мы должны уберечь наших детей.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


В середине прошлого века произошло уникальное с политической точки зрения событие — на территории Эрец-Исраэль решением ООН было восстановлено еврейское государство. Но и сегодня, спустя десятки лет после этого, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Все попытки найти какое-то решение политическим проблемам до сих пор остаются бесплодными. Читать дальше

Кто смеется последним? Размышления об арабо-израильском конфликте

Рав Аарон Лупьянский

История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.

Война по-еврейски

Переводчик Виктория Ходосевич

Израильскими солдатами движет не ненависть к врагу, а любовь к своему народу

Олимпийское молчание

Рав Шрага Симмонс

Мне было 11 лет, и я обожал спорт. Я мог часами слушать и смотреть репортажи с игр моих любимых команд. Очередная Олимпиада была важна не только из-за участия в ней первоклассных спортсменов. Раз в 4 года у меня появлялась возможность болеть за «еврейскую сборную» — спортсменов, представляющих Израиль.

Два государства для двух народов

р. Ури Калюжный

Не хочется удовлетворять беспочвенные претензии. Хочется надеяться на светлое будущее...